header Notes Collection
наверх

50 Лей 1966, Румыния

Каталог Краузе (Пика) Номер: 96a
Годы выпуска: 01.11.1966
Тираж: -
Подписи: no signature
Серия: Выпуск 1965 года
Образец от: 1966
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 145 х 72
Печатный двор: Imprimeria Bancii Nationale a Romaniei, Bucuresti

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

50 Лей 1966

Описание

Водяной знак:

watermark

Ромбы.

Аверс:

50 Лей 1966

Alexandru Ioan Cuza Alexandru Ioan Cuza Гравировка на банкноте сделана с самого знаменитого портрета Александру Иоана Кузы румынского художника Карола де Шатмари (официального фотографа Александру Иоана Кузы) 1864 года. Размер картины: 170 х 133 см.

Описание портрета:

Правитель представлен стоя, на ¾ профиля влево, фронтальный взгляд. На нём форма генерала инфантерии ("dorobanți călări"). Правая рука покоится на столе, покрытом зеленым сукном. На столе два документа и две книги, над которыми находится головной убор с эгреткой. Левая рука на страже меча. За персонажем есть трон (с львиными головами, обитый красным, с вышитой буквой "A" на спинке) и бордового цвета бархатный занавес. На мундире Александру Иоан Кузы много иностранных орденов, возлагаемых при различных случаях: ордена "Osmanie" и "Medgidie" (дарованы Османской империей), орден "St.Mauriciu and Lazar" (Королевство Сардиния) и орден "Saviour" или "Спаситель" (Греция). Картина имеет подпись автора в левом нижнем углу, красным цветом: "Szathmari". Возраст картины легко определяется по времени: 1864-1865, если принять во внимание различные её элементы (ордена правителей, документы и книги, которые символизируют важные реформы, которые Александру Иоан Куза провёл между 1864 и 1865 годами).

Александру Иоан Куза (рум. Alexandru Ioan Cuza, Александр Иоанн I; 8 [20] марта 1820 - 3 [15] мая 1873) - князь соединённых княжеств Молдавии и Валахии, первый правитель объединённой Румынии.

Происходил из семьи молдавского боярина в Бырладе.

Образование получил в Париже, а также в Болонском и Павийском университетах.

В 1848 он принял участие в освободительном движении в Молдавии. Куза был избран в законодательное собрание; был одно время военным министром Молдавии. В январе 1859 был избран князем Молдавии, 5 февраля того же года - князем Валахии. Совместно с Михаилом Когэлничану провёл ряд буржуазных реформ: аграрную, военную, судебную, административную, реформу образования, секуляризацию монастырских земель и другие.

Утверждение султана последовало только в 1861, и 24 декабря 1861 года Куза объявил себя князем объединённой Румынии. Его избрали два раза. Проводил активную внешнюю политику. Освобождение крестьян и другие проекты реформ вызвали сильную оппозицию среди ультраконсервативной партии.

В 1866 военным заговором так называемой "чудовищной коалиции" Куза был свергнут с престола. Он удалился из княжества и умер в 1873 году в Гейдельберге.

Был похоронен в своей резиденции в Руджиноасе, а после Второй мировой войны его прах был перезахоронен в Яссах.

Carol Popp de SzathmaryКарол де Шатмари (венгерский: Szathmáry Pap Károly; Румынский: Carol Popp de Szathmary; 11 января 1812 - 3 июля 1887) был художником австро-венгерского происхождения, также литографом и фотографом. Он считается первым в мире боевым фотографом, так как фотографировал на полях стажений, в течение первого года, русско-турецкой войны, позже известной как Крымской войны (1853-1856).

Шатмари решил взять свою камеру на поле боя. Используя специально оборудованный вагон с темной комнатой для обработки стеклянных пластин с мокрым коллодием, он отправился по различным местам, чтобы документировать войну. В апреле 1854 года его вагон стал мишенью для турецкой артиллерии из Олтеницы (Румыния), турки считали его русским шпионом. К счастью для художника, что артиллеристы не были достаточно точны, чтобы поразить его.

Кроме пейзажей, укреплений и сражений, он фотографировал различные войска, турецкие и русские, а также их командиров.

В Международном музее фотографии и кино в "George Eastman House" в Рочестере, штат Нью-Йорк, есть три картины Шатмари этого периода истории. Это: "Лагерь российской кавалерии в Крайова", "Бомбардировка Силистры" и портрет генерал-лейтенанта Соймонова, командира Российской 104-й дивизии, убитого в Инкерманском сражении. Все они отпечатаны на плотном картоне, в окружении литографического орнамента и на всех присутствуют пометки на французском (черными чернилами), сделанные рукой автора. Их размер составляет 15,3 x 21,1 см. и 25,2 x 18,3 см. соответственно.

Шатмари выставлял свои фотографии, в одном альбоме, на Всемирной выставке 1855 года. Его фото стали первыми образами Крымской войны. Его альбом очень хвалили и он был представлен к многим наградам. После этого он предложил свои работы королеве Виктории, императорам Наполеону III и Францу-Иосифу I и другим королям Европы.

Шатмари был первым сертифицированным фотографом в Румынии, будучи также одним из первых фотографов (в первой десятке) в Европе. Карол Попп де Шатмари был официальным фотографом румынского правителя Александру Иоана Кузы и первого короля Румынии Кароля I. Большую часть своей жизни он жил и работал в Бухаресте, где и умер.

Герб Румынской социалистической республики.

coat

Герб стал выполнен по образцу других социалистических стран. Это был пейзаж (лес, восходящее солнце между гор), обрамлённый колосьями пшеницы, перевязанными лентой цветов флага. До 1989 года он трижды менялся. В первый раз сразу после 1948 года (при провозглашении республики), второй раз - в 1956 (добавлена красная звезда) и окончательно в 1966, когда Румыния перестала быть Народной Республикой, а стала Социалистической Республикой. Герб помещался в центр флага.

Номиналы цифрами по всем углам. Прописью внизу, по всей длине.

Реверс:

50 Лей 1966

Palatul Culturii din IașiДворец культуры в Яссах (Palatul Culturii din Iași).

В самом центре городка Яссы, который находится на самом востоке Румынии, стоит огромное величественное строение - Дворец Культуры.

Здание отличается единством стиля- связано это с тем, что дворец относительно молод и не подвергался значительной реконструкции. Дворец Культуры построен в неоготическом стиле, имеет замкнутую на себя форму с небольшим внутренним двором.

Вход в здание отмечен Центральной башней-донжоном с остроконечными шпилями, расположенной строго по центру основного строения. На вершине башни установлены часы, внутри которых находятся восемь колоколов, звонящих каждый час. Еще одна ее отличительная черта - скульптура в виде орла с распростертыми крыльями, неофициального символа Молдовы.

Дворец Культуры украшен лепниной и небольшими барельефами, также по всему периметру расположены небольшие остроконечные башенки в готическом стиле. Во внутреннем дворике стоит памятник на высоком пьедестале, посвященный Штефану Чел Маре, великому господарю Молдовы.

Общая площадь помещений дворца составляет около 36 тыс. кв. метров. Согласно первоначальному проекту, во Дворце Культуры должно было быть 365 комнат, но построено было лишь 298. В наше время почти весь дворец закрыт на реставрацию, и лишь изредка в нем проводятся выставки или другие мероприятия.

Наиболее примечательны для туристов следующие экспонаты дворца:

Зал "Voievozilor". Здесь можно полюбоваться на средневековые фрески в глубоких античных рамах и портреты царей Молдовы и Румынии. Авторы фресок - Стефан Димитреску и его ученики впоследствии были казнены.

Готический зал. Высокое помещение с арками и колоннами, украшенными лепниной. Главным украшением зала является мозаика, изображающая мифических чудищ - двуглавых орлов, львов, грифонов и драконов. Внимания заслуживает и отделка помещений дворца.

Присмотритесь внимательнее к дубовым панелям - это не дерево, а цемент. Эксклюзивный рецепт цемента, имитирующего цвет и текстуру дуба, был изобретен известным ученым Генри Коандом специально для Дворца культуры. Сейчас Коанде посвящен целый зал во дворце.

Дворец Культуры является штаб-квартирой Национального музейного комплекса "Молдова" города Яссы. В здании располагаются четыре музея: музей истории республики Молдова, этнографический музей, музей искусств и музей науки и техники имени Штефана Прокопиу. В северо-восточном крыле дворца находится большая библиотека имени писателя Георге Асаки. Все залы и помещения замка соединены между собой роскошными переходами и галереями, украшенными картинами и антикварными предметами.

История

Город Яссы, в котором находится Дворец Культуры, ранее находился на территории Молдовы и поэтому здесь до сих пор уделяется большое значение традициям и культуре этой страны.

Основанием для Дворца Культуры послужили руины старинного королевского двора, сгоревшего в конце XIX века. Поэт Михай Эминеску в письме так описывал этот пожар: "Если бы вы видели это горящее здание… В окна выбрасывалась мебель, материалы, которые собирались десятилетиями, были брошены на произвол судьбы…".

После пожара от здания почти ничего не осталось, и поэтому было решено построить новый дворец. Первоначально разработка проекта здания была поручена архитекторам Ксенопулу и Черчешу, но после вмешательства молдавской стороны проектирование было передано Иону Бериндею. Средства на постройку были выделены фондом Карла Первого, а на открытии Дворца Культуры в 1925 году присутствовал Фердинанд Гогенцоллерн.

В 1940 году дворец стал прибежищем для пострадавших от большого землетрясения, а в годы Второй Мировой войны здесь располагались казармы для военнослужащих - сначала немецких, а позже советских.

В 1955 году во Дворце Культуры располагался окружной суд, тогда же здание было оборудовано мебелью из знаменитого лондонского "Maple House". Именно в то время местные жители дали зданию название, ставшее впоследствии официальным - Дворец Культуры.

В 1975 году началась реставрация дворца. В частности, на последнем этаже здания старый деревянный пол был заменен на цементное покрытие, имитирующее дубовые панели.

С 1975 года в здании дворца располагается крупнейший румынский центр восстановления и сохранения культурного наследия. Центр тесно сотрудничает с организацией ЮНЕСКО и занимается восстановлением картин, металлических, кожаных, деревянных и других предметов старины, имеющих историческую ценность. Также при центре действуют лаборатории физико-химических и биологических исследований.

Сейчас во Дворце Культуры проводятся реставрационные работы, в связи с чем посещение возможно только по предварительной записи. Тем не менее, дворец продолжает жить - на официальном сайте проводятся интерактивные экскурсии, а на близлежащей площади постоянно устраиваются различные концерты и мероприятия. (www.castlesguide.ru)

Номиналы цифрами слева, в правом нижнем углу и справа вертикально. Прописью внизу.

Комментарий: