header Notes Collection
наверх

10 Марок 1960, Германия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 19a
Годы выпуска: 21.10.1963
Тираж: -
Подписи: Bundesbank Präsident: Dr. rer. pol. h.c. Karl Blessing (01.01.1958 - 31.12.1969), Vizepräsident: Dr. Heinrich Troeger
Серия: Серия 1960 года
Образец от: 02.01.1960
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 130 х 65
Печатный двор: Bundesdruckerei GmbH, Berlin

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

10 Марок 1960

Описание

Водяной знак:

watermark

Портрет безбородого молодого человека, написан маслом по дереву около 1500 года.

Аверс:

10 Марок 1960

Beardless young manГравировка на банкноте сделана с портрета безбородого молодого человека (масло по дереву, написан около 1500 года). Сегодня принадлежит фонду земли Хессен в Кронберге (Hessische Hausstiftung, Kronberg).

Я нашёл интересную статью по этому портрету.

"Очень загадочный портрет. Сейчас он приписывается Кранаху, но с полной уверенностью утверждать авторство Кранаха нельзя. На обратной стороне доски надпись предположительно XVI века.: " Anth. Neypaurer Hand/ soll Albrecht dürer sein/ wie er Jung ist gewest" (дословный перевод: "рука Ант. Нойпаурера/ вероятно, Дюрер, когда он был молодым") и приписка на отдельном листочке "die Handt vom Newpauer" (рука Нойпауера). Что это может означать?

Есть два варианта, как относиться к надписи: ей можно верить или не верить. Несмотря на то, что надпись, согласно исследованиям, не намного младше самой картины (скорее всего XVI век, самое позднее, начало XVII), её автор сообщает только гипотетические имена. Формулировка "soll dürer sein" на русский переводится примерно как: "Наверное, Дюрер" или "Вероятно, Дюрер" (дословно: "должен быть Дюрер").

Допустим, мы верим этой надписи, тогда возникают сразу два вопроса: Кто такой Антон Нойпаурер и похож ли изображённый на молодого Дюрера? На первый вопрос ответа нет: Имя "Ант. Нойпаурер" в архивах не найдено, о таком художнике ничего не известно, что, впрочем, не значит, что его действительно не было. На второй вопрос ответить проще: сравнительный анализ многочисленных автопортретов Дюрера и этого портрета говорит, что изображён скорее всего не Дюрер. Лицо другое.

Теперь о прежней атрибуции. Долгое время автором картины считался Дюрер. Это легко объяснить. Так как почти никто не сомневался в том, что изображённый не Дюрер, возникла гипотеза, что Дюрер - автор картины. Из надписи это вполне может вытекать. Помните "Казнить нельзя помиловать" - здесь то же самое. Можно предположить, что её следует читать так: Anth. Neypaurer/Hand soll Albrecht dürer sein/ wie er Jung ist gewest" (Перевод: "Ант. Нойпаурер/ рука, вероятно, Дюрера, когда он был молодым".)" Читать далее (Картинки с выставки. Кранах)

Художник Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 - Веймар, 16 октября 1553) - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей "дунайской школы"; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505-1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.

Реверс:

10 Марок 1960

Парусный учебный барк "Горх Фок II" символизирует немецкий космополитизм.

Парусный учебный барк "Горх Фок II".

Gorch Fock II

"Gorch Fock II" - трехмачтовый барк, построенный в учебных целях по заказу флота ФРГ после того, как его прототип - "Горх Фок I" и другие парусные суда Германского флота - были после Второй мировой войны по репарации переданы СССР и другим державам-победительницам, и в распоряжении флота ФРГ не осталось крупных парусников.

Gorch Fock II in Kiel, 27 June 2015Спущен на воду 23 августа 1958 года. Длина корабля 89,4 метра, ширина 12 метров, осадка 5,25 метра. Имеет грузовместимость 2006 тонн. При его строительстве был учтен опыт эксплуатации предыдущих однотипных судов. У него сварной корпус с острыми обводами и небольшим коэффициентом полноты. Судно специально проектировали в качестве учебного. Оно также приспособлено для гонок. Барк "Горх Фок" успешно выступал на регатах и регулярно завоевывал призовые места.

На этом корабле проходят практику будущие моряки ВМФ Германии - как мужчины, так и женщины. Служба на корабле "Gorch Fock" считается очень престижной и дает будущим офицерам неоценимый опыт.

Изначально, для названия первого судна был взят псевдоним немецкого автора Йогана Вильхельма Кинау (Johann Wilhelm Kinau, 1880-1916).

Печать немецкого Бундесбанка.

Надпись справа, сверху: "Wer Banknoten nachmacht oder verfälscht oder nachgemachte oder verfälschte sich verschafft und in Verkehr bringt, wird mit Zuchthaus nicht unter zwei Jahren bestraft".

Перевод звучит так: "Кто подделывает банкноты или запускает в оборот подделки будет подвергаться исправительным работам в исправительном доме на срок не менее двух лет."

На немецких марках, напечатанных до 1963 года (тогда изменилась трактовка данной статьи в немецком законодательстве) вместо слова Freiheitsstrafe (лишение свободы) стояло слово Zuchthaus (исправительный дом). На тот момент само понятие исправительный дом изжило себя, поэтому и было заменено.

Среди коллекционеров банкноты третьей серии (Серии 1960 года) со словом Zuchthaus ценятся на порядок выше выпусков той же серии в 1970, 1977 и 1980 годах. Хотя, в целом, все банкноты этой серии ценятся выше обменного курса, по которому, кстати, Бундесбанк до сих пор принимает их к обмену.

Комментарий:

Горх Фок 2Я на набережной в Киле, Германия 20 апреля 2014 года.

На банкноте подписались:

Karl BlessingКарл Блессинг (Karl Blessing, 05.02.1900 - 25.04.1971).

Heinrich TroegerХайнрих Трёгер (Heinrich Troeger, 4 марта 1901 – 28 августа 1975).

Hermann EidenbenzХудожник-график: Герман Айденбенц (Hermann Eidenbenz).

Герман Айденбенц (4 сентября 1902 - 25 февраля 1993) - швейцарский художник-график и дизайнер марок.

Когда Герман родился, его отец работал на несколько компаний в Индии. Его мать была родом из Германии (Швабия). Своё образование Герман, однако, получил в Швейцарии.

Его обучение в качестве графического художника состоялась в Швейцарии, сначала в фирме Orell Füssli, в Цюрихе, а затем в школе прикладного искусства, там же. С 1923 года он пребывал в Берлине, работая на фирму "Deffke und Hadank". Уже в 1926 году он стал учителем по шрифтам и графики в художественно-промышленной школе в Магдебурге, Германия. Он практиковался шесть лет этой профессии, прежде чем открыл свою собственную графическую студию в Базеле со своими братьями, Рейнгольдом и Вилли. В 1937 году он был вовлечен в оформление павильона Швейцарии для Всемирной выставки в Париже. С 1940 по 1943 годы Герман преподавал в общей торговой школе, в Базеле.

В 1945 году он изобрёл шрифт "Graphique", а в 1950 - шрифт "Кларендон" ("Clarendon"). Сегодня эти шрифты доступны в библиотеке Линотайп (Linotype Library).

В 1953 году он вернулся в Германию и стал главой отдела коммерческого искусства в школе искусств Брауншвайга. В 1955 году он присоединился к компании "Fa. Reemtsma" из Гамбурга, в качестве художественного сотрудника.

Он создал многочисленные логотипы и плакаты. Это также включает в себя логотип "Basler Verkehrsbetriebe" (BVB). Гербы с двумя Василисками украсили так много транспортных средств BVB в Базеле, как никогда ранее. В 1947 году вышел первый автомобиль.. Кроме того Айденбенц взял на себя даже графическое оформление автомобильных номеров, используемых с 1947 года по сегодняшний день.

Он создал в Швейцарии и Германии множество банкнот и почтовых марок. Им были разработаны первая серия немецких марок, выпущенных немецким Бундесбанком и и пятая серия банкнот швейцарских франков, которая поступила в обращение с 1956 года. Он также был дизайнером немецкой почтовой марки, выпущенной к 100-летию Гаусса, в 1955 году.