header Notes Collection
наверх

50 Марок 1991. Litt. A, Финляндия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 118
Годы выпуска: 1991
Тираж: 100 800 000
Подписи: Holkeri Harri (1978 – 1997), Koivikko Pentti
Серия: Знаменитые личности
Образец от: 1986
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 142 х 69
Печатный двор: Bank of Finland Security Printing House, Setelipaino Sedeltryckeriet, Vantaa

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

50 Марок 1991. Litt. A

Описание

Водяной знак:

watermark

Алвар Хуго Хенрик Аалто.

Аверс:

50 Марок 1991. Litt. A

Алвар Хуго Хенрик Аалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане - 11 мая 1976, Хельсинки) - финский архитектор и дизайнер, крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, "отец модернизма" в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна. Помимо определяющего влияния на архитектуру XX века, он повлиял на развитие мебельного дизайна и оставил заметный след в дизайне предметов повседневного обихода из стекла и ткани. Его карьера пришлась на период интенсивного экономического роста и бурной индустриализации Финляндии и была тесно связана с деятельностью ведущих промышленников страны, среди которых особенно выделяется семья Альстрём-Гуллихсен (швед. Ahlström-Gullichsen), члены которой обеспечивали Аалто заказами и предоставляли необходимую свободу. За свою долгую карьеру Аалто внёс значительный вклад в становление таких архитектурных стилей, как северный неоклассицизм XX века (1920-е) и модернизм (от интернационального стиля 1930-х до изощрённого функционализма с органическими элементами более позднего времени). В мебельном дизайне работы Аалто считаются чистыми образцами скандинавского дизайна с его простотой, минимализмом и функциональностью. Характерной чертой авторского стиля Аалто было отношение к своим работам как к "абсолютным произведениям искусства" (нем. Gesamtkunstwerk), что на практике означало не только проектирование самого здания, но и продумывание всех мелочей и деталей - материала и цвета поверхностей, изменения освещения в течение дня, дизайна осветительных приборов, фурнитуры, остекления, обстановки.

В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, где учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана войной за независимость Финляндии. Аалто принимал участие в этой войне как солдат финской армии. В 1921 году окончил институт и получил диплом архитектора.

Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и эстетики европейского архитектурного авангарда, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции). В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму "Артек", которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла). Работы Аалто выставлялись в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства уже с 1930-х годов.

В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929-1933) и городскую библиотеку в Выборге (1930-1935), виллу "Майреа" в Нормаркку (1939). В 1940-1948 годах Аалто работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950-1952), Управление пенсионного обеспечения (1952-1956), Дом культуры рабочих (1955-1958) и дворец "Финляндия" (1967-1971; все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965-1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975-1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936-1939), Оулу (1951-1957), жилых домов в Бремене (1958-1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946-1948) и Сяйнятсало (1949-1952).

От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.

Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).

С 1928 по 1954 год участвовал и являлся членом оргкомитета Международных конгрессов по современной архитектуре.

Был президентом Союза финских архитекторов (1943-1958) и Академии Финляндии (1963-1968). Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.

Почётный иностранный член Американской академии искусств и наук (1957).

Над номиналом прописью 4 круга для слабовидящих.

Номинал крупно по центру и цифрой слева внизу.

Реверс:

50 Марок 1991. Litt. A

Finlandia Hall

Зал Финляндия (Finlandia Hall) - концертный зал с крылом для конгрессов в Хельсинки, Финляндия, на заливе Тееленлахти (Toolonlahti). Здание было спроектировано Алваром Аалто. Работа началась в 1967 году и была завершена в 1971 году.

Зал стоит на берегу залива Тёёлёнлахти.

Парковая зона залива Toolonlahti (Тёёлёнлахти) начинается от центра Хельсинки. Вокруг залива проложен популярный пешеходный маршрут. Старые деревянные виллы района Linnunlaulu (Линнунлаулу) повествуют о городских строительных традициях, а из идиллического кафе Синей Виллы (Sininen Huvila, ул.Linnunlauluntie 11) открываются красивые виды на залив. Парк Finlandiapuisto, расположенный на берегу залива, развивается как новый оазис культуры и городских событий.

Сверху неполный герб Финляндии.

Лев - древний скандинавский символ власти и могущества, символ рыцарства (рука) и сабля - причастность к общей культуре христианской Европы в борьбе с мусульманами.

Номинал цифрой справа сверху, цифрой и прописью внизу, по центру.

Комментарий:

Дизайнер аверса: Torsten Ekstrom.

Дизайнер реверса: Erik Bruun (родился в 1926 в Viipuri (Выборг))- финский графический дизайнер.