header Notes Collection
наверх

20 Шиллингов 1986, Австрия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 148
Годы выпуска: 01.10.1986 (1988)
Тираж: -
Подписи: Generalrat: Dr. Kaditz, Präsident: Dr. Stefan Koren, Generaldirektor: Dr. Heinz Kienzl
Серия: Выпуск 1983 - 1988 годов
Образец от: 01.10.1986
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 123 х 65
Печатный двор: Oesterreichische Banknoten und Sicherheitsdruck, Wien

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

20 Шиллингов 1986

Описание

Водяной знак:

watermarkФедеральный герб и параллельные вертикальные линии.

Аверс:

20 Шиллингов 1986

Moritz Michael DaffingerГравировка на банкноте сделана с автопортрета Даффингера. Дата автопортрета неизвестна.

Мориц Даффингер (Moritz Michael Daffinger, 25 января 1790 - 22 августа 1849). Мориц Даффингер в детстве был учеником на венской фарфоровой фабрике, затем учился в Венской академии. В последующие годы иллюстрировал издания шиллеровских и шекспировских трагедий, но особенно он прославился своими портретами и натюрмортами с изображениями цветов.

Внизу, слева от портрета, изображена палитра художника и его кисть.

Орнамент представляет собой переплетение стилизованных цветов и листьев.

Сверху слева герб.

герб

Герб Австрии впервые был принят в XV веке. Первое сохранившееся до наших дней изображение одноглавого орла на щите помещается на серебряной монете Фридриха Барбароссы. С XV века до 1806 года двуглавый орёл - древний имперский символ, спутник героев, свидетель великих исторических событий - был гербом объединяющей многие центральноевропейские государства Священной Римской империи, управляемой династией Габсбургов. Однако с объединением Германии под властью прусских монархов на германский герб возвращается одноглавый орёл, где, пройдя целый ряд модификаций, остаётся и сегодня. Двуглавый орёл исчез и с австрийского герба. Это произошло в 1918 году с падением Австро-Венгерской империи.

Австрийская республика утвердила новый герб, на котором изображается одноглавый орёл, увенчанный башенной короной, державший в лапах серп и молот и несущий на груди щиток с австрийскими национальными цветами. Разорванные цепи появились на гербе после освобождения страны от фашизма.

Номиналы цифрами в трех углах и на фоне справа, прописью сверху.

Реверс:

20 Шиллингов 1986

Albertina AlbertinaНа банкноте Альбертина в Вене изображена так, как она выглядела до Второй мировой войны (без рампы сверху).

Альбертина (нем. Albertina) - художественный музей, расположенный во дворце эрцгерцога Альбрехта в центре Вены. В нём хранится одно из самых крупных и значительных мировых собраний графики (около 65 тыс. рисунков и более одного миллиона произведений печатной графики). Коллекция охватывает период от поздней готики до современности.

Учредительная грамота Альбертины датируется 4 июля 1776 года - совпадение с датой провозглашения независимости США является случайным.

С момента приобретения эрцгерцогом Альбрехтом нынешнего дворца в 1795 году вслед за ним туда переехала и его художественная коллекция.

Дворец Альбертина был перестроен в 1805 г. в стиле классицизм в соответствии с модой и вкусами владельца. Проект принадлежал бельгийскому архитектору Луи Монтойеру, чуть позже интерьеры оформили по эскизам Йозефа Корнхойзеля. Дворец, безусловно, можно причислить к бесценным образцам австрийского искусства.

Авторы проекта реконструкции Альбертины бережно и тактично отнеслись к наследию прошлого. Публика может увидеть парадные залы дворца, выполненные в стиле классицизм, в том числе общепризнанные шедевры – Золотой кабинет и Зал муз.

В ходе реконструкции внутренний двор Альбертины перекрыли, и он стал центральным пространством музея. Вокруг сконцентрированы исторические помещения дворца, выставочные залы, кафе и ресторан, музейный магазин. 3.000 кв. м. подземных хранилищ, библиотека с читальным залом, учебные аудитории разместились в 4-этажном здании, полностью выстроенным под землей. Сохранившиеся остатки стен бастиона Августинцев отреставрировали, они стали еще одним экспонатом музея.

В 1822 году собрание стало доступным для публики. В отличие от других коллекций, доступ к которым имело лишь дворянское сословие, единственным условием для входа в Альбертину являлось наличие у посетителя собственной обуви. Тем самым круг посетителей Альбертины был расширен, однако по-прежнему недоступен большинству населения.

После смерти герцога Альберта и художественная коллекция, и здание достались по наследству эрцгерцогу Карлу, а затем эрцгерцогу Альбрехту Фридриху Австрийскому и эрцгерцогу Фридриху Австрийскому. К этому времени относится дальнейшее расширение экспозиции.

Весной 1919 года здание и коллекция перешли от Габсбургов в собственность Австрийской республики. В 1920 году коллекция была объединена с фондами печатной графики из бывшей королевской придворной библиотеки. На тот момент времени все экспонаты, находившиеся в частной собственности, были уже вывезены из дворца их бывшими владельцами, хотя размещение художественного собрания в соответствии с учредительной грамотой было привязано к дворцу. С 1921 года здание и коллекция носят имя "Альбертина".

В 1996-2003 годах Альбертина была закрыта для публичного доступа в связи с реконструкцией. Уже через год после возобновления своей работы Альбертина стала самым посещаемым музеем в Австрии. В настоящее время в экспозиции музея представлены работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Питера Пауля Рубенса, Оскара Кокошки, Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Густава Климта, Эгона Шиле, Сезанна и Раушенберга. В дополнение к постоянной экспозиции проводятся специализированные выставки, как, например, в 2006 году выставка, посвящённая Пикассо.

Помимо коллекции графики в Альбертине с 1999 года размещаются коллекция фотографий и архитектурная коллекция в планах, эскизах и моделях.

Albertina AlbertinaНа террасе установлена конная статуя эрцгерцога Альбрехта фон Тешен. Но это не знаменитый владелец коллекции, а его тёзка - последний полководец из династии Габсбургов.

Конный монумент эрцгерцога Альбрехта (выигравшего битву при Кустоцце в 1866 г.) - работа Каспара фон Цумбуша (1899 г.). Автор композиции пъедестала - Карл Кёниг. На овальном постаменте из гранита надпись: "С благодарными воспоминаниями о принесшем победу полководце и военачальнике, который был нам как отец".

Название "Альбертина" произошло от имени основателя - герцога Альбрехта Саксонского-Тешенского.

Основу коллекции графики заложил герцог Альбрехт, в 70-х годах XVIII века, в королевском замке Братиславы, служившем ему резиденцией в качестве правителя венгерского королевства в 1765-1781 годах.

Эрцгерцог Альбрехт одержал победу в битве при Кустоце 24 июня 1866 г., когда армия Австрии под его предводительством нанесла поражение превосходящим силам итальянской армии. Это была едва ли не единственная победа Габсбургов в катастрофической Австро-прусской войне.

В Австрийской империи часто ставили памятники победителям отдельных битв вне зависимости от результата войны, а генералам, проигравшим сражения, император Франц Иосиф запрещал писать мемуары. Дворец эрцгерцога Альбрехта до конца Первой Мировой войны служил жилищем главнокомандующего австро-венгерской армией.

Номиналы цифрами в трёх углах и на фоне справа, прописью сверху.

Комментарий:

Издана 1 октября 1986 года.

Введена в обращение 19 октября 1988.

Австрия - одно из первых государств, применившее в своей денежной системе голограмму как средство защиты.

Дизайнер: Роберт Калина (Robert Kalina).

Роберт Калина - австрийский график и дизайнер, сотрудник подразделения Национального банка Австрии. Родился 29 июня 1955 года. Его предки были выходцами из Чехословакии. С детства маленький Роберт проявлял склонность к рисованию, что и определило его дальнейшую карьеру. С первых лет жизни он начал пробовать свои силы в изобразительном искусстве, а после окончания школы по настоянию родителей поступил в Высшее Графическо-Испытательное Заведение, которое успешно закончил в 1975 году.

В 1976 году начал работать штатным графиком в Австрийском национальном банке в Вене, а с 1998 года в Австрийской государственной типографии, где работает по сегодняшний день.

За время работы он не только разработал дизайн всех шиллинговых банкнот, выпущенных после 1982 года (купюра 1000 шиллингов - с 1983 года), но и снискал славу и всемирную известность в 1996 году после победы на конкурсе банкнот евро.