наверх
header Notes Collection

200 Сум 1992, Узбекистан

Каталог Краузе (Пика) Номер: 68
Годы выпуска: 1993
Тираж:
Подписи: no signature
Серия: Выпуск 1992 года
Образец от: 1992
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 144 x 69
Печатный двор: Harrison ans Sons Limited, UK (after 1997 Thomas De La Rue security), Hayes and High Wycombe

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

200 Сум 1992

Описание

Водяной знак:

watermark

Цветок хлопка.

Аверс:

200 Сум 1992

coat of arms

Герб Республики Узбекистан.

Герб утверждён 2 июля 1992 года.

Государственный герб Республики Узбекистан представляет собой изображение восходящего солнца над горами, реками и цветущей долиной, окруженными венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева - из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка.

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий знак утверждения республики, внутри которого полумесяц со звездой.

В центре герба изображена птица Хумо с раскрытыми крыльями - символ счастья и свободолюбия.

Внизу на банте ленты венка, символизирующей Государственный флаг республики надпись "O'ZBEKISTON" (изначально применялся кириллический вариант "ЎЗБЕКИСТОН"). В цветном изображении Государственного герба Республики Узбекистан птица Хумо и реки - серебристые; солнце, колосья, раскрытые коробочки хлопка и надпись "O'ZBEKISTON" - золотистые; ветки, листья хлопчатника, горы и долины - зелёные, хлопок в раскрытых коробочках - белый; лента трехцветная, воспроизводящая цвета Государственного флага Республики Узбекистан; восьмигранник голубой, обрамленный золотистой каймой; полумесяц и звезда - белые.

Герб Узбекистана разработан с учетом многовекового национального и государственного опыта и традиций. Законом Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года №616-XII "О Государственном гербе Республики Узбекистан" (Закон введён Постановлением ВС).

В центре герба изображена Хумо (птица счастья в Узбекистане) с простертыми крыльями - в узбекской мифологии символ счастья и свободолюбия. Узбекский поэт Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ.

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий утверждение республики, внутри - полумесяц со звездой.

Изображение солнца символизирует свет, озаряющий путь узбекского государства, а также подчеркивает уникальные природно-климатические условия республики.

Две реки, изображенные под птицей - это Амударья и Сырдарья, которые протекают на территории Узбекистана.

Колосья являются символом хлеба, стебли с раскрытыми коробочками хлопка характеризуют главное богатство Узбекистана. Вместе, колосья и коробочки хлопка перевитые лентой Государственного флага, символизируют консолидацию народов, проживающих в республике.

Реверс:

200 Сум 1992

Sherdor

Фасад медресе Шердор в Самарканде.

После постройки медресе было названо именем заказчика Ялангтуша Бахадура, но это название не прижилось в народе. Современное название - Шердор - оно получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва, в лучах восходящего солнечного лика. Название переводят как «имеющее львов» или «имеющее тигров». Сюжет, изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Республики Узбекистан.

Медресе Шердор (узб. Sherdor mаdrаsasi, тадж. Мадрасаи Шердор - букв. Медресе со львами) - исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Вместе с медресе Улугбека и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Шердор было построено самаркандским зодчим Абдуллой Джаббаром в 1619-1635/36 годах по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин. Его декоративное оформление было выполнено мастером Мухаммадом Аббасом.

Местом для строительства медресе была выбрана восточная часть площади Регистан. Для этого до основания была разобрана сильно обветшавшая ханака Улугбека, построенная в 1424 году. Ханака дала богатый строительный материал для медресе Шердор, что было подтверждено археологическими раскопками, проведёнными в 1956 году советским археологом С. Н. Юреневым.

Медресе Шердор было построено в приёме "кош" с медресе Улугбека, изящные пропорции которого были положены в основу проекта. По замыслу архитектора главные фасады двух медресе должны были стать зеркальным отражением друг друга. Однако автор не учёл, что за двести лет, прошедших с момента строительства медресе Улугбека, уровень площади Регистан поднялся на два метра. В результате пропорции медресе Шердор получились более приземистыми, чем у оригинала.

На протяжении почти трёх веков медресе Шердор было достаточно известным в исламском мире образовательным учреждением, хотя по престижу они и уступало как столичным образовательным учреждениям, так и медресе Улугбека. Несмотря на внушительные размеры, в медресе единовременно могли учиться чуть более сорока человек. Среди самых известных его выпускников можно назвать известного татарского богослова, шейха суфийского братства Накшбанди, философа и историка Шигабутдина Марджани.

На протяжении своего существования медресе Шердор пережило несколько землетрясений, самые разрушительные из которых произошли в начале и в конце XIX века. Здание выстояло, но всё же было значительно повреждено: сильно деформировался свод его главного портала, во многих местах обвалилась облицовка, покосились минареты. В начале 20-х годов XX века постановлением органов Советской власти преподавание в медресе было прекращено. Здание было национализировано и в 1924 году в нём начались реставрационные работы. Были отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана главного портала, разобран и заново переложен его деформировавшийся свод, переложены купола и своды худжр, восстановлена облицовка фасадов медресе. В конце 50-х годов XX века на территории медресе были проведены археологические изыскания, после чего начался новый этап реставрации. В 1960-1962 годах были отремонтированы минареты медресе, а в 1962 году по проекту художника В. Н. Горохова и архитектора А. И. Фрейтаг была восстановлена мозаика тимпана над аркой главного портала.

Медресе Шердор построено в традициях среднеазиатской средневековой архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное в плане здание общей площадью 70х57 метров. Главный фасад выделен мощным входным порталом – пештаком - со стрельчатой аркой, высота которого составляет 31,5 метра. Углы здания по главному фасаду фланкированы минаретами высотой 31 метр, увенчанными сталактитовыми карнизами. Восточные наружные углы медресе выполнены в виде трехчетвертных башен, возведённых в уровень с высотой стен. Просторный вымощенный крупной брусчаткой из чупанатинского сланца четырёхайванный двор медресе размером 30х38 метров окружён по периметру двумя ярусами худжр. Все 48 худжр однокомнатные. В углах двора располагаются аудитории для занятий студентов - дарсханы. По главному фасаду дарсханы перекрыты рубчатыми сфероконическими куполами на высоких барабанах, украшенными бирюзовой плиткой. Правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в гурхану. Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. Левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети. Интересно архитектурное исполнение боковых айванов: их ниши имеют свод в виде многогранного полукупола.

В декоративном оформлении медресе широко использованы наборы из глазурованных кирпичей, майолика и кашинная мозаика. В декоре наружных фасадов преобладают сложные геометрические узоры - гирихи, рассчитанные на восприятие издалека. На фризах минаретов и барабанах куполов имеются эпиграфические орнаменты. Уникальна майоликовая мозаика тимпана главного портала, которая относится к числу редчайших произведений исламского искусства. Богато украшены тимпаны арок худжр. Вьющиеся стебли с пышными бутонами и цветами образуют ажурный узор. Примечательны мозаичные панно в нише западного айвана: пышные букеты цветов в фигурных вазонах символизируют древо жизни. Во внутреннем убранстве здания особенно интересна декоративная отделка купольного помещения дарсханы. Её стены и своды расписаны в технике кундаль мелким многоцветным растительным узором, а роспись купола и сводов образует сложные арабесковые медальоны.

Комментарий: