header Notes Collection
наверх

5 Рупий 1951, Индия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 33b
Годы выпуска: 07.1949 - 01.1957
Тираж: -
Подписи: Governor: Mr. B. Rama Rau (in office July 1949 - January 1957)
Серия: Без серии
Образец от: 07.1949
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 126 х 72
Печатный двор: Security Printing and Minting Corporation of India Limited (SPMCIL), New Delhi

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

5 Рупий 1951

Описание

Водяной знак:

watermark

Государственный герб Индии - адаптированное изображение сарнатхской Львиной капители Ашоки.

Аверс:

5 Рупий 1951

Серийный номер справа внизу.

coat of arms of India coat of arms of IndiaСправа герб Индии.

Государственный герб Индии - адаптированное изображение сарнатхской Львиной капители Ашоки.

В оригинале на капители - четыре льва, стоящие спиной к спине, на фризе изображены слон, скачущая лошадь, бык и лев, разделенные колесами и стоящие на лотосе. Эта капитель сделана из цельной глыбы отполированного песчаника и увенчана колесом закона (дхарма - чакра).

На государственном гербе, принятом правительством Индии 26 января 1950 года, изображены только три льва, так как четвертый находится на задней части капители. Колесо находитсяя в центре верхней части капители, справа от него изображен бык, а слева - лошадь. Справа и слева видны контуры колес. Лотос не вошел в герб. Под капителью шрифтом деванагари написаны слова "Сатьямева Джаяте” из Мундака-Упанишады, означающие "Только истина победит”.

Государственным гербом Индии является адаптированное изображение сарнатхской "Львиной капители" Ашоки.

Сначала отметим, что капитель - это верхушка колонны (с лат. caput - "голова"), а Сарнатх (Sarnath) - пригород священного для буддистов, а еще ранее для индуистов, города Варанаси (Varanasi, также известен как Бенарес), в современном индийском штате Уттар-Прадеш (Uttar Pradesh).

Сарнатх известен как место, где Будда осуществил т.н. «поворот колеса учения», прочитав первую проповедь пяти первым последователям. Когда император династии Маурьев Ашока принял буддизм в III в. до н. э., при его содействии, здесь, на месте проповеди Будды, были выстроены храм и монастырь. Здесь же была сооружена и колонна Ашоки с четырьмя львами на верхушке, теперь известная как "Львиная капитель", изображение которой и перекочевало на герб современного индийского государства.

Хотя сама колонна была разрушена, и от нее осталось только основание, сама верхушка колонны - т.н. "Львиная капитель" уцелела. В настоящее время она экспонируется в археологическом музее Сарнатха.

Отметим, что ради сохранения археологических памятников Сарнатха, после тысячелетий их упадка, в 1904 году, в период Британской Индии, в стране был открыт первый археологический музей, в современном понимании этого слова.

Важно отметить, согласно мнению исследователей, "Львиная капитель" изначально, во времена Ашоки, содержала еще один элемент: огромную, вертикально прикрепленную дхармачакру - "колесо закона", чье уменьшенное изображение мы ныне видим только на основании капители.

Отметим, что дхармачакра - "колесо закона", с основания "Львиной капители" также выступает центральным элементом и на современном индийском флаге. При этом символика чакры также в том, что жизнь в движении, а смерть в стагнации.

Что же касается истории "Львиной капители", то прежде всего впечатляет её возраст (она была изготовлена ок. 250 и 232 до н.э.). Сравните: в это время в Европе молодой республиканский Рим вел войны с Карфагеном. При этом колонна Ашоки был забыта до начала XX века.

Важно подчеркнуть, что во времена правления Ашоки колонна в Сарнатхе не была чем-то уникальным. Этот император построил множество похожих колонн по всей Индии. Особенно, в местах важных для буддизма, но не только. Своими колоннами, мемориальными столбами, а также, как считается, более чем восьмьюдесятью четырьмя тысячами построенными им по всему Индостану и в прилегающих землях памятными монументами-ступами, император Ашока пропагандировал как буддизм, так и свое правление. В основании колонн выбивались тексты указов императора и его призывы к подданным и чиновникам, а также к окрестным народам, жить в гармонии и мире. Несколько из колонн и указных камней Ашоки уцелели.

Образ правления императора Ашоки является важнейшей частью концепции, что индийская цивилизация сильна не завоевательными походами, а мягкой силой своей культуры и религии. Индийский официальный журнал для заграницы "Индия Перспективы" указывал, в частности, на эту тему:

"Единственная империя, которую знала Индия, в понимании внешней экспансии из Индии в отношении других народов - была империя Ашоки. Но это была духовная империя и экспансия.

Ашока наставлял своих подданных и потомков в том, что важно не достижение "виджая" - (военной) победы, но достижение "дхамма-виджая" (моральной победы)". Конец цитаты.

Действительно, приняв буддизм и создав огромную империю, Ашока прекратил вести войны. При этом журнал "Индия перспективы" меланхолично отмечает, что после Ашоки все империи в Индии создавали вторгавшиеся сюда иностранцы.

Принятая в Индии трактовка символики герба страны, согласно сайту indiaonlinepages.com (в переводе с англ. Portaostranah.ru):

"Ашока (с санскрита "Рожденный без боли") был великим царем династии Маурьев, который был известен далеко по всему миру за обращение многих в буддизм, а также за свои описания последствий войны, навязанной ему мелкими государствами, окружавшими его царство, особенно государством Калинга. (После принятия буддизма) Ашока говорил, что полный раскаяния, он видит негативные последствия его амбиций для солдат и семей всех враждующих сторон. Львиная капитель Ашоки в III веке до н.э. отметила место, где Будда впервые провозгласил свое Евангелие мира. Изображение капители на гербе страны символизирует приверженность Индии делу мира и доброй воли. Три льва, видимые на гербе, символизируют силу, мужество и уверенность в себе".

На основании капители имеются более мелкие изображения еще четырех животных, являющихся хранителями направлений: лев символизирует север, слон - восток, лошадь - юг и бык - запад. В основании капители помещается не вошедший в герб лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни и творческое вдохновение.

А вот как о гербе Индии пишет на страницах индийского официального журнала для заграницы "Индия Перспективы" (февр. 2002, рус. яз.) археолог А.К. Кханна:

"Национальная эмблема или герб Правительства Индии - это символ послания Индии мира и доброй воли миру.

Королевской эмблемой императора династии Маурьев Ашоки, правившего в III веке до нашей эры, была капитель с изображением львов и чакрой (колесом), по обеим сторонам которой стояли лошадь и бык. Оригинал ее хранится в Археологическом музее в Сарнатхе возле Варанаси в Уттар-Прадеше.

Этот шедевр эпохи Маурьев, сделанный из песчаника (близлежащего района) Чунара, когда-то украшал величественную колонну Ашоки в Сарнатхе, месте, глубоко почитаемом буддистами всего мира. Сейчас Сарнатх лежит в руинах. Он расположен приблизительно в 10 километрах к северо-востоку от Варанаси, священного города индуистов, стоящего на месте слияния трех рек - Ганга, Ямуны и мифической Сарасвати.

Археологические останки Сарнатха все еще привлекают тысячи буддийских пилигримов, археологов, историков, студентов и туристов как из Индии, так и из-за рубежа. Это одно из самых священных четырех мест буддийских легенд. Именно здесь Будда повернул Колесо закона (Дхарма чакраправартану) после достижения просветления. Это было отражено в построенной капители со львами, которая символизирует Будду как Сакья-Симху (льва сакьи, племени, к которому принадлежал Будда). Колонна в Сарнатхе и была установлена в честь этого великого колеса с 24 спицами.

Колесо украшает рельефная резьба с изображением четырех животных - слона, лошади, быка и льва. Это символ четырех сторон вселенной. Здесь можно увидеть и продолжение ведической мифологии, если вспомнить, что в Риг веде (одном из четырех собраний священных индийских текстов) лев считается королем лесов, скачущая лошадь - это средство передвижения бога Солнца, а бык - средство передвижения бога Индры.

Хорошо спроектированная и сбалансированная колонна очень пропорциональна. Она вызывает истинное восхищение и повествует о первой проповеди Будды в Сарнатхе. На ней восседают четыре льва, каждый из них смотрит в одном направлении. Можно видеть натянутость мышц львов и твердость их поступи, что свидетельствует о богатом воображении талантливых мастеров-ремесленников. Легко спадающие гривы, морды, броские контуры округленных фигур львов, их тонкое моделирование в рельефе - все это говорит о безошибочной и уверенной руке мастеров-скульпторов двора Маурьев.

Типичная для этого периода времени замечательная шлифовка придает колонне и «Львиной капители» отличную законченность. Она все еще слепит глаза, несмотря на то, что в течение тысяч лет она подвергалась воздействию солнца, дождя и пыли.

Ее поверхность гладкая как стекло, и это, несомненно, является результатом редкого умения каменотесов, замечательного владения ими своим искусством, позаимствованным из традиций цивилизации долины Инда в третьем тысячелетии до нашей эры, которые сохранились до периода Маурьев в III веке до нашей эры. Скульптуры и колонны периода Маурьев демонстрируют высочайшее качество и деликатность в своей шлифовке, достигнутой благодаря методу, который был, вероятно, унаследован поколениями каменотесов. Согласно экспертам, такая высокая степень шлифовки, обеспечившая блестящую, похожую на стекло полировку на поверхности песчаника, очевидно, была достигнута путем трудоемкого применения агатового напильника", - отмечает индийский археолог. (www.portalostranah.ru)

Номинал по центру.

Реверс:

5 Рупий 1951

8 линий на Хинди. Четвертая строка 21 мм. в длину.

Antilope cervicapraВнизу антилопы Гарна.

Гарна, или оленекозья антилопа, винторогая антилопа (лат. Antilope cervicapra) - млекопитающее из семейства полорогих.

Гарна - некрупная антилопа. Её рост в холке до 80 см., длина до 125 см., вес до 40 кг. Длина рогов, которые имеют только самцы, до 75 см. Рога гарны длинные, тонкие витые по спирали. Окрас шерсти самцов - шоколадно-коричневый, живот, внутренняя часть ног, подбородок и область вокруг глаз и носа белые. В расцвете сил самец гарны имеет почти чёрный цвет. У самок шоколадный цвет заменён на светло-рыжий. Молодые животные также светло-рыжие, у самцов цвет шерсти темнеет вместе с ростом рогов.

Гарны обитают на всех плато и равнинах Индии, но многочисленны они и в Пакистане, и в Бангладеш, часто втречаются в Непале, Мьянме и Иране.

эмблема резервного банка Индии

По центру эмблема резервного банка Индии.

Выбор корпоративной печати Банка, которая будет использоваться в качестве эмблемы Банка на денежных знаках, чеках и публикациях, являлся вопросом, который должен был быть рассмотрен на ранней стадии формирования Банка. Общие требования к печати были следующими:

1) Печатью следует подчеркнуть Правительственный статус и силу Банка, но не слишком переборщить..

2) Она должна иметь что-то чисто индийское в дизайне...

3) Она должна быть простой, художественно и геральдически правильной..

4) Шрифт быть такой, чтобы не было разницы между заглавными и другими буквами и т.д.

Для этого изучили различные печати, медали и монеты.

Вариант Ост-Индийской компании "Double Mohur" со львом и пальмой на эскизе был найден наиболее подходящим, однако, было решено заменить льва тигром, последний из которых рассматривается как более характерное животное Индии.

Для удовлетворения насущных потребностей, в связи с печатью банковских сертификатов и акций, работа была возложена на фирму из Мадраса. Совет, на своем заседании 23 февраля 1935 года, утвердил дизайн печати, но пожелал улучшения внешнего вида животного. К сожалению, было невозможно сделать какие-либо серьезные изменения на этом этапе. Но заместитель губернатора, Сэр Джеймс Тейлор, не довольствовался этим. Он проявил большой интерес к получению свежих эскизов, подготовленных правительственным монетным и печатным двором (Government of India Mint and the Security Printing Press, Nasik). В качестве основы для лучшего дизайна, он рекомендовал сделать фотографии со статуи тигра на въездных воротах в Бельведере, Калькутта. Но что-то пошло не так с эскизами, потому что сэр Джеймс писал в сентябре I938 года следующие заметки:

".... с деревом все в порядке, но Тигр выглядит как собака, и я боюсь, что дизайн собаки и дерева вызовет насмешки среди непочтительной публики".

..... "тигр отчетливо виден, но дерево испортило его. Ствол слишком длинный, и ветви слишком паучьи, но я думаю, что, поставив твердую линию под ногами тигра и сделая дерево толще и ниже, мы могли бы получить довольно хороший результат от конструкции".

Позднее, с дальнейшими усилиями, были получены лучшие примеры, подготовленные фирмой "Security Printing Press, Nasik". Тем не менее, в конечном итоге, было решено не делать никаких изменений в существующей печати банка, и новые эскизы стали использоваться в качестве эмблемы для денежных знаков, бланков, чеков и публикаций, выпущенных Банком.

Источник: (Reserve Bank of India англ.).

Номинал цифрой слева.

Комментарий: