header Notes Collection
наверх

50 Драхм 1939, Греция

Каталог Краузе (Пика) Номер: 107a
Годы выпуска: 1941
Тираж: -
Подписи: Vice-Governor: Andreas Papadimitriou, Governor : Emmanuel Tsouderos
Серия: Без серии
Образец от: 01.01.1939
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 146 x 72
Печатный двор: TDLR (Thomas de la Rue & Company), London

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

50 Драхм 1939

Описание

Водяной знак:

watermark

Аверс:

50 Драхм 1939

HesiodГравировка на банкноте, вероятно, сделана с этого бюста Геоксида VIII века до нашей эры.

Гесиод (Hesiod) - древнегреческий поэт и рапсод из Аскры в Беотии, жил около 700 г. до н. э.. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. Отец Гесиода был купцом в Киме в Малой Азии. Однако он забросил свое занятие и переехал в Грецию, где купил участок земли в беотийской деревне Аскра. Когда он умер, имение поделили между собой его сыновья Гесиод и Перс. Недовольный доставшейся ему частью, брат Гесиода втянул его в долгий и дорогостоящий судебный процесс за новый раздел имущества. Гесиод хотел отговорить брата от процесса и склонить его к честному труду; с этой целью он написал адресованный Персу эпос Труды и дни (Erga kai hemerai). Всю жизнь Гесиод провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Упоминают, однако, о его путешествии в Халкиду на Эвбее, где на поэтическом состязании он получил в награду бронзовый треножник, который пожертвовал Музам Геликона. Умер в Аскре. Был похоронен на агоре в беотийском городе Орхомены. Гесиод был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. В честь Гесиода назван кратер на Меркурии.

Внизу Белая башня в Салониках.

white towerНа банкноте изображена башня до 1917 года, когда стена, окружающая её была снесена.

Белая башня в Салониках (греч. Λευκός Πύργος, тур. Beyaz Kule) - памятник архитектуры и музей в прибрежном районе города Салоники, Греция. Башня, хоть и называется "белой", имеет цвет буйволовой кожи. Она находится на улице Победы (οδος Νικις) на берегу залива Термаикос Эгейского моря. В ней находится музей Византии, она является одной из главных достопримечательностей города. Недалеко от Белой башни расположен отель Македония Палас.

Изначально построенная турками как оборонительное сооружение, Белая башня стала печально известной тюрьмой и местом массовых казней. Она была существенным образом реконструирована и побелена после того, как в 1912 году город перешёл под власть Греции. Бывшая "Кровавая башня" превратилась в "Белую башню", которую мы знаем сегодня. Она стала символом города, а также символом греческого суверенитета Македонии.

white towerБелая башня имеет форму цилиндра диаметром 23 метра, высотой 27 метров. На вершине башни имеется башенка диаметром 12 метров, высотой 6 метров. Доступ к некоторым амбразурам внешней стены осуществляется со спиралевидного пандуса, к остальным - из центрального зала на каждом из шести этажей. На крыше верхней башенки расположена площадка диаметром 10 метров. Вокруг башенки - площадка шириной около 5 метров.

В течение времени башня была коренным образом реконструирована. Согласно ранним изображениям, крыша башни была конусообразной, так же как в крепостях Йедикюле и Румелихисар в Стамбуле. Вплоть до 1917 года у подножия башни стояла камиза, защищающая площадь в три раза превышающую диаметр башни и прикрывающая тяжёлые орудия. Восьмиугольные башенки камизы и капониров позволяли вести огонь на подступах к башне. Неясно, была ли камиза построена изначально, или была пристроена позже.

Долгое время считалось, что башня, прикрывающая восточный фланг городских стен, была построена венецианцами, которым Византия уступила город в 1423 году. Но теперь доподлинно известно, что она была построена турками после того, как армия султана Мурада II захватила Салоники в 1430 году. Вплоть до 1912 года на стене башни имелась надпись на османском языке, датировавшая постройку 942 годом по Хиджре (1535-1536). Историк Франц Бабингер считал, что башня была построена великим османским архитектором Синаном, который известен авторством многих фортификационных сооружений, в том числе, подобной башни в албанском порту Валона в 1537 году. Возможно, что Белая башня была построена на месте старой башни, построенной византийцами и упоминавшейся в XII веке в трудах архиепископа Евстафия Солунского.

Белая башня последовательно использовалась османами как форт, казарма и тюрьма. В 1826 году указом султана Махмуда II здесь была учинена расправа над узниками. После этого она получила название "Кровавая башня" или "Красная башня", которое носила до конца XIX века.

Башня на протяжении многих столетий была частью городской стены Салоник. Она отделяла еврейский квартал города от еврейских и мусульманских кладбищ. Городские стены были снесены в 1866 году. После Первой Балканской войны, в 1912 году башня была побелена, это было символическим жестом, изображающим "очищение" башни. С этого момента, башня приобрела сегодняшнее название. В марте 1913 года недалеко от Белой башни был убит король Греции Георг I.

Номинал по центру.

Реверс:

50 Драхм 1939

фризФрагмент Парфенонского фриза с Посейдоном, Аполлоном и Артемидой.

Посейдон (др.-греч. Ποσειδῶν) - в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Cын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии (Hes. Theog.). При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия (Hom. Il.). Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других.

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), по прозвищу Феб (др.-греч. Φοῖβος, "лучезарный", "сияющий") - в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, бог-врачеватель, также очищал людей, совершавших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις) - в древнегреческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера - образ девичьей стройности, покровительница охоты. У римлян отождествлялась с Дианой.

Парфенон - известный памятник античной архитектуры, древне - греческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине - Девственнице. Построен в 447 - 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438 - 431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. На фронтонах собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника.

По периметру внешних стен целлы на высоте 12 метров лентой тянется знаменитый Парфенонский фриз, детали которого, правда, внизу почти неразличимы. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом. Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня.

Комментарий:

Банкнота, в основном, циркулировала на Ближнем Востоке.