header Notes Collection
наверх

500 Рупий 1992, Шри-Ланка

Каталог Краузе (Пика) Номер: 106b
Годы выпуска: 01.07.1992
Тираж: 12 621 189
Подписи: Minister of Finance: Dingiri Banda Wijetunge, Governor: H. B. Dissanayaka
Серия: Выпуск 1991 года
Образец от: 01.01.1991
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 150 x 75
Печатный двор: TDLR (Thomas de la Rue & Company), London

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

500 Рупий 1992

Описание

Водяной знак:

watermark

Шри-ланкийский лев (Panthera leo sinhaleyus), с мечом (с герба) - подвид льва, вымерший приблизительно 39 000 лет назад. Известен лишь по останкам двух зубов, найденных в городе Курувита на Шри-Ланке. Основываясь на этой находке, Поль Пиерис в 1939 году объявил о существовании этого подвида в прошлом. Однако на данный момент нет достаточной информации, чтобы определить, каким образом шри-ланкийский лев может отличаться от других подвидов льва. Некоторые специалисты вообще высказывают сомнение о существовании данного подвида.

Н. Г. Краснодембская, Р. Д. Сенасинха "Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланки" (От предыстории до современности)".

"Образ льва неотделим от культуры Шри Ланки и основного ее населения - сингалов. От имени льва (по-сингальски «синха») происходит их самоназвание «синхала», что впрямую переводится как «львы», а описательно, с раскрытием подлинного смысла - «люди львиного рода». Одно из древних названий острова - Синхала-двипа, то есть «Остров львов», именно от него произошли и арабское Серендиб, и европейские Ceylon, Zeylan, Цейлон, и другие. Афанасий Никитин в своей книге «Хожение за три моря» называл его «остров Силян». Нередко сингальские имена и фамилии включают в качестве элемента слово «синха», как это можно наблюдать и в фамилии одного из авторов данной статьи (ее можно перевести как «лев среди воинов»). Считается доказанным, что предки сингалов были выходцами из северной Индии. По антропологическому типу сингалы принадлежат к южным (темноволосым) европеоидам, хотя ланкийские ученые любят подчеркивать распространенность среди них австралоидных черт. Сингальский язык относится к новоиндийской ветви индоевропейских языков (его ближайшие родственники такие современные индийские языки, как маратхи, гуджарати, бенгали). Факт древней миграции некой волны индоариев с территории Индии на Ланку облечен в легендарную форму: сингалы своим прародителем считают Виджаю, царевича северного индийского царства, изгнанного из родных пределов за «шалости». После долгих морских скитаний, говорит легенда, Виджая вместе со своими спутниками достиг берегов Ланки и нашел там пристанище. Произошло это примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Но Виджая имеет еще свою легендарную, «львиную», предысторию. Она наиболее ярко запечатлена в сингальской буддийской хронике, называемой «Махаванса». Этот текст был записан в V или VI в. н.э. Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланкитрадиции, видимо, существовал в течение многих предшествующих веков). Ланкийские ученые придерживаются версии, что именно в VI в. его перевели с древнесингальского на язык буддийской учености пали. Несколько начальных глав «Махавансы» посвящены самой древней истории сингалов. Однако в ней описывается время, уже достаточно далекое для тех, кто о нем свидетельствует. Поэтому события той поры, фактически предыстории сингалов, принимают легендарно-мифологическую форму. Собственно говоря, первым историческим лицом, упомянутым в хрониках, является Деванампия Тисса (247-207 гг.). В пору его правления, согласно этим историческим преданиям, сингалами был воспринят буддизм от миссионеров Ашоки, индийского императора, который правил во второй половине III в. до н.э. Именно эта дата и является главной, на которую опираются ученые при изучении истории Ланки. В целом же считается, что основное переселение предков сингалов из Северной Индии на Ланку произошло в V–VI вв. до н.э. «Львиная» же тематика относится к еще более древним временам, и связанные с нею события происходили (если происходили) еще на индийской территории.

Легенда такова: От брака царя Ванги с царевной Калинги [названия древних индийских царств] родилась дочь, отличавшаяся своенравным характером и пылкостью чувств. По прихоти своих желаний она отправилась в путешествие, присоединившись к каравану купцов. В дороге на караван напал лев, и все разбежались, кроме любившей приключения царевны. Однако лев не причинил ей вреда, а, напротив, почувствовал прилив нежности и смиренно подошел к ней. Царевна безбоязненно дотронулась до зверя, и острое любовное чувство пронзило его. Тут лев подхватил царевну, посадил себе на спину и умчал в свою пещеру. Так царевна стала женой царя зверей (что, кстати, было предсказано ей при рождении). От этого брака родились близнецы, дочь и сын, у которого вместо рук и ног были львиные лапы, потому ему дали имя Сихабаху, то есть Львиная Рука. Когда детям исполнилось шестнадцать лет, они вместе с матерью бежали из пещеры, в которой лев держал их взаперти, и направились в Вангу. На границе царства им встретился один из военачальников царя Ванги, приходившийся, как выяснилось, кросскузеном бывшей жене царя лесов. Он был покорен красотой родственницы, увез ее в столицу Ванги и там женился на ней (брак между кросскузенами разрешался). Тем временем оставшийся в одиночестве лев рыскал по лесам и дерев-ням в поисках пропавших жены и детей и наводил ужас на жителей. Сын его, соблазненный большой наградой (три тысячи денежных единиц) решил принять участие в охоте на льва, и тогда царь Ванги (юноше он приходился дедом) пообещал ему в случае успеха отдать все царство. Охота увенчалась победой надо львом, но царевич Львиная Рука уступил царство своему дяде, мужу матери (а дед его к этому времени уже умер). Сам же Львиная Рука вернулся в тот лес, где родился, и основал там город Сихапура (Львиный город), а вокруг, в лесу, на сотни йоджан (Йоджана - старинная индийская мера длины, величина которой колебалась от 7 до 20 км.) - множество деревень: так образовалось царство Лала, где он стал править вместе со своей сестрой, женившись на ней. У этой пары родилось шестнадцать пар близнецов, все - сыновья, и старшего из них, ставшего затем наследником трона, звали Виджая (Победоносный), а второго - Сумитта (Добрый Друг). Однако юный наследник трона любил «пошалить», и своими выходками в компании с 700 приятелями причинял массу беспокойства подданным. Львиная Рука был вынужден изгнать его из своего царства. Виджаю и его товарищей посадили на корабль и пустили к морю. После долгих скитаний друзья прибыли на Ланку. «Царевич Виджая, храбрец, пристал, - сказано в хронике, - к берегу Ланки, в том краю, что называется Тамбапанни, в тот день, когда Татхагата (Нашедший Путь - одно из определений будды) возлежал между двумя подобными близнецам деревьями сала, готовясь перейти в нирвану». На берегу, который обрадовал их безлюдьем и, значит, отсутствием опасностей, Виджая и его спутники встретились с демоницами-яккхини. Первой вышла им навстречу демоница-служанка в облике собаки, увлекла за собой одного из спутников Виджаи (тот подумал, что присутствие собаки говорит о близости деревни) и привела к своей госпоже - демонице Куванне, которая сидела под деревом и пряла, словно благочестивая отшельница. Своим волшебством Куванна заманила всю «свиту» Виджаи, а затем явился и он сам. Между ним и демоницей произошла стычка, закончившаяся миром. После этого Куванна, демонстрируя свою покорность, возвратила Виджае его людей, пообещала добыть ему царство и разделить с ним ложе. Она снабдила Виджаю и его спутников провизией, награбленной у проезжих купцов. На общую трапезу Виджая пригласил и саму демоницу и даже, как сказано в хронике, «предложил ей первый кусок». Весьма польщенная, демоница приняла ради царевича Виджаи облик прелестной шестнадцатилетней девушки, нарядно одетой и убранной драгоценностями. Демоница исполнила все свои обещания: Виджая отнял с ее помощью у демонов их царство; она родила ему сына и дочь. Однако, позже, стремясь стать «законным» царем нового государства, Виджая принужден был подумать и о «законной» супруге. Ею стала царевна из Мадуры (Южная Индия), дочь царя Панду. Она же привезла с собой и подруг в жены товарищам Виджаи. Женившись на царевне из Мадуры, Виджая забыл проказы юности и правил «благочинно и благополучно» всей Ланкой из своей столицы Тамбапанни в течение тридцати восьми лет. (Н. Г. Краснодембская, Р. Д. Сенасинха "Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланки" (От предыстории до современности)")

Аверс:

500 Рупий 1992

Moonstone

На заднем плане - лунный камень в Королевском дворце, в Анурадхапуре.

Уникальная для Шри-Ланки архитектурная деталь - Sandakada Pahana (транслитерация с Сингальского языка), или Moonstone (в английской версии), или Лунный Камень (в русском варианте).

В какой буддистский храм или древний город Шри-Ланки вы не отправитесь, вы сможете увидеть лунный камень перед ступеньками или непосредственно перед входом в здание. Поэтому полезно иногда поглядывать под ноги.

Лунный Камень представляет собой высеченный из камня полукруг в виде половинки луны (масло масляное получается, но, по-другому никак не объяснить). И в соответствии с мнением учёных, он символизирует путь Сансара (круговорот рождения и смерти; цикличность существования) в Буддизме. У каждой детали камня есть своё символическое значение. И я предлагаю рассмотреть всё поподробнее на примере Лунного Камня из древней столицы Шри-Ланки - Анурадхапуры, который по праву считается самым красивым на острове:

В центре Лунного Камня всегда присутствует лотос. В Буддизме лотос - символ чистоты и стремления человека к просветлению. Семена лотоса, попадая в придонный ил, прорастают и через мутную воду стремятся к свету. Так и человек, может вырваться из мутных приземлённых желаний и страстей к свету просветления и нирваны.

Moonstone

Каменный лотос окружён полукольцами из череды животных, птиц и сплетений растений. На Лунном Камне в Анурадхапуре на пути к лотосу (читать просветлению) следует преграда из замысловатого цветочного орнамента. Это сплетение растений называют liyavel (лиавель) и символизирует тришну (или танху) - жажду жизни. В учениях Будды тришна - одна из главных причин страданий, беспокойств и неудовлетворённости. Дальше от центра наблюдаем процессию лебедей (очень похожие на гусей). В Шри-Ланке считается, что лебедь может отделить молоко от воды. Так и человек сможет отделить правильное учение Будды от ложных доктрин или добро от зла. Животные (слон, буйвол, лев и лошадь) символизируют четыре стадии жизни (рождение, угасание, болезнь и смерть соответственно). Стилизованные языки пламени окаймляют Лунный Камень - это разрушение и смерть.

Так выглядели лунные камни во времена величия Анурадхапуры, после упадка которой, в Шри-Ланке усилилось влияние Индуизма как религии. (https://iryna-rasko.livejournal.com/13841.html)

lion

Внизу, на бордовом фоне - каменный барельеф льва, в Королевском дворце, в Анурадхапуре. О львах читайте описание водяного знака!

Kandyan Dancer Kandyan Dancer Kandyan Dancer

Слева от центра - танцор, а справа - барабанщики из города Канди.

Существует три основных стиля классического танца Шри-Ланки: Танцы Кандийцев из высокогорья, известные как Уда Рата Натум; Танцы бедняков с южных равнин, известные как Пахатха Рата Натум; Танцы Сабарагамува или Сабарагамува Натум.

Танцы Кандийцев берут свое название от города Канди, последняя королевская столица Шри-Ланки, который расположена примерно в 120 километрах от современной столицы Коломбо. Этот жанр на сегодняшний день считается классическим танцем Шри-Ланки. Есть пять различных типов: ves, naiyandi, uddekki, pantheru, и vannams. Три классические танцевальные формы отличаются своими стилями тело-движений и жестов, костюмами исполнителей, и формой и размером бочек, используемых для предоставления ритмических звуковых сопровождений танцев.

Барабан используется в Танцах Кандийцев, называется Гэта Бера, по барабану на таких как ruhunu (малая страна) танцы как «Як Бера», и барабан в Танцах Сабарагамува как «Davula» (слово Бера или Берея в Sinhale означает «барабан»). Гета Бера и Як Бера бьют руками, а на Davula играют с палочкой на одной стороне и на другой; Гета Бера имеет форму, которая сужается с обеих сторон, в то время как Як Бера и Davula оба цилиндрической формы.

Главной отличительной особенностью между Канди и Сабарагамува танцами, и как Рухуну танцы, заключается в том, что Рухуну танцоры носят маски. (srilankafinder.com)

Номиналы цифрами в трёх углах, прописью в центре.

Реверс:

500 Рупий 1992

Ruwanwelisaya Stupa Ruwanwelisaya Stupa Ruwanwelisaya Stupa

Ступа Руванвелисая в Анурадхапуре (Ruwanwelisaya Stupa in Anuradhapura) и колонны около неё.

Ступа, известная также как "Великая Ступа", считается чудом из-за своих архитектурных качеств и священным местом для многих буддистов во всем мире. Ступа была построена в 161 г. до н.э. Королем Дутугемуну (King Dutugemunu), который стал владыкой всей Шри-Ланки после войны и является одним из самых высоких памятников в мире, 91 метр в высоту и 290 метров в окружности. Когда ступа была окончательно завершена, она стала одним из чудес древнего мира. Построена ступа на фундаменте из золотого гравия, находясь как бы на постаменте, и окружено четырьмя стенами, на которых вырезано 400 стоящих плечом к плечу слонов. Значение слонов несут два значения: 1. Слоны, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией; 2. Слоны помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. Купол символизирует необъятность учения, четыре грани над куполом представляют Четыре Благородные Истины (Страдание, Желание, Нирвана, Восьмеричный путь), концентрические кольца указывают на Благородный Восьмеричный Срединный Путь, и большой кристалл на вершине представляет конечную цель буддийского просветления. Считается, что мощи Будды закреплены в ступе, а внутри хранятся статуи Будды, выполненные из драгоценных металлов.

К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму. (www.b-p-o.ru)

Orchid Orchid Orchid

Внизу, по моему предположению - Орхидея Dendrobium maccarthiae или Весак (на местном диалекте) - эндемик Шри-Ланки.

Эпифитное растение с тонкими, тераетными, пендулозными, псевдобульбатными стеблями; псевдо-луковицы длиной 16-60 см.; стебель длиной 104 см. Листья 4-8 х 0,9-1,3 см. Цветки светло-фиолетово-розовые, с пурпурным пятном в центре, 5,5-6 в длину, 7,5 см. в поперечнике, цветонос длиной 2-3 см. Плод капсулы локулицидный, диаметр 3,2х1,17. (www.instituteofayurveda.org .англ)

Alcedo atthis

Сверху - голубой зимородок с рыбкой в клюве.

Обыкновенный зимородок, или голубой зимородок (лат. Alcedo atthis) - мелкая птица семейства зимородковых (Alcedinidae), немного крупнее воробья.

Длина крыла 7-8 см., масса 25-45 граммов. Имеет яркое оперение, сверху блестящее, голубовато-зеленое, с мелкими светлыми крапинками на голове и крыльях, снизу ржаво-рыжее, полоска через глаз к затылку и горлышко светлые. Голова большая, клюв длинный и прямой, крылья и хвост короткие. Самец и самка одинаковые по окрасу, но самцы чуть крупнее и ярче. Кроме того, у самки подклювье оранжевое, у самца клюв весь чёрный. Перемещается с помощью крыльев, так как лапки короткие и не предназначены для длительного перемещения. Оперение зимородка вблизи тусклое; его яркость достигается за счет преломления света перьями. Зимородки любят уединение, увидеть их удается редко. Голос - прерывистый писк «тиип-тиип-тиип». Продолжительность жизни примерно 15 лет.

Вид включает 6 подвидов, распространённых в Евразии (до Южной Скандинавии и Санкт-Петербурга), на северо-западе Африки (до Сахары), в Индонезии и Новой Зеландии, на Новой Гвинее и Соломоновых островах. Есть оседлые и перелётные подвиды. В Италии гнездится около 5000-10000 пар.

В верхнем левом углу указан номинал "500", справа от которого надписи на сингальском, тамильском и английском языках "Центральный банк Шри-Ланки". В нижней части банкноты надпись номинала - "Пятьсот Рупий" на сингальском и английском языках.

Комментарий: