header Notes Collection
наверх

100 Рупий 1982, Шри-Ланка

Каталог Краузе (Пика) Номер: 95a
Годы выпуска: 01.01.1982
Тираж: 50 000 000
Подписи: Minister of Finance: Mr. Ronald Joseph Godfrey de Mel, Governor: Mr. Warnasena Rasaputram
Серия: Выпуск 1982 и 1985 годов
Образец от: 01.01.1982
Материал: 100% сырой хлопок
Размер (мм): 157 х 76
Печатный двор: Bradbury, Wilkinson & Company Limited, New Malden

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

100 Рупий 1982

Описание

Водяной знак:

watermark

Шри-ланкийский лев (Panthera leo sinhaleyus), с хлыстом - подвид льва, вымерший приблизительно 39 000 лет назад. Известен лишь по останкам двух зубов, найденных в городе Курувита на Шри-Ланке. Основываясь на этой находке, Поль Пиерис в 1939 году объявил о существовании этого подвида в прошлом. Однако на данный момент нет достаточной информации, чтобы определить, каким образом шри-ланкийский лев может отличаться от других подвидов льва. Некоторые специалисты вообще высказывают сомнение о существовании данного подвида.

Аверс:

100 Рупий 1982

watermark

Справа - Балюстрада в виде макары, изрыгающей поток воды, на территории храма Маха Бодхи, Анурадхапура и лев.

Макара (санскр. मकर, makara IAST) - мифическое морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Макара часто представляется гигантским водным животным (индийский вариант левиафана), сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является ваханой Варуны, Ганги и символом бога Камы.

В индуизме соответствует обозначению зодиакального созвездия Козерога.

На санскрите слово означает "морской дракон" или "водяной монстр".

Изображения чудовища широко используются в индуизме и тибетском буддизме.

Главная религиозная достопримечательность города Анурадхапура, древней столицы одноименного сингальского королевства, является храмовый комплекс Джая Шри Маха Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi). Джая Шри Маха Бодхи - священное фигивое дерево под которым Будда обрел просветление.

Отросток священного дерева был вывезен из Индии дочерью императора Ашоки и посажен в 288 г. до н.э. в королевском саду Махамевнава (Mahamevnawa) в Анурадхапуре сингальским королем Деванампьятиссой. Джая Шри Маха Бодхи - одна из священнейших реликвий буддистов всего мира.

Недалеко от комплекса Шри Маха Бодхи расположен живописный небольшой буддийский храм Шри Сарананда Маха Пиривена (Sri Sarananda Maha Pirivena). Храм расположен напротив древнего храма Исурумуния и королевских садов Ранмасу Уйяна. (sun-lanka.ru)

Н. Г. Краснодембская, Р. Д. Сенасинха "Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланки" (От предыстории до современности)".

"Образ льва неотделим от культуры Шри Ланки и основного ее населения - сингалов. От имени льва (по-сингальски «синха») происходит их самоназвание «синхала», что впрямую переводится как «львы», а описательно, с раскрытием подлинного смысла - «люди львиного рода». Одно из древних названий острова - Синхала-двипа, то есть «Остров львов», именно от него произошли и арабское Серендиб, и европейские Ceylon, Zeylan, Цейлон, и другие. Афанасий Никитин в своей книге «Хожение за три моря» называл его «остров Силян». Нередко сингальские имена и фамилии включают в качестве элемента слово «синха», как это можно наблюдать и в фамилии одного из авторов данной статьи (ее можно перевести как «лев среди воинов»). Считается доказанным, что предки сингалов были выходцами из северной Индии. По антропологическому типу сингалы принадлежат к южным (темноволосым) европеоидам, хотя ланкийские ученые любят подчеркивать распространенность среди них австралоидных черт. Сингальский язык относится к новоиндийской ветви индоевропейских языков (его ближайшие родственники такие современные индийские языки, как маратхи, гуджарати, бенгали). Факт древней миграции некой волны индоариев с территории Индии на Ланку облечен в легендарную форму: сингалы своим прародителем считают Виджаю, царевича северного индийского царства, изгнанного из родных пределов за «шалости». После долгих морских скитаний, говорит легенда, Виджая вместе со своими спутниками достиг берегов Ланки и нашел там пристанище. Произошло это примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры. Но Виджая имеет еще свою легендарную, «львиную», предысторию. Она наиболее ярко запечатлена в сингальской буддийской хронике, называемой «Махаванса». Этот текст был записан в V или VI в. н.э. Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланкитрадиции, видимо, существовал в течение многих предшествующих веков). Ланкийские ученые придерживаются версии, что именно в VI в. его перевели с древнесингальского на язык буддийской учености пали. Несколько начальных глав «Махавансы» посвящены самой древней истории сингалов. Однако в ней описывается время, уже достаточно далекое для тех, кто о нем свидетельствует. Поэтому события той поры, фактически предыстории сингалов, принимают легендарно-мифологическую форму. Собственно говоря, первым историческим лицом, упомянутым в хрониках, является Деванампия Тисса (247-207 гг.). В пору его правления, согласно этим историческим преданиям, сингалами был воспринят буддизм от миссионеров Ашоки, индийского императора, который правил во второй половине III в. до н.э. Именно эта дата и является главной, на которую опираются ученые при изучении истории Ланки. В целом же считается, что основное переселение предков сингалов из Северной Индии на Ланку произошло в V–VI вв. до н.э. «Львиная» же тематика относится к еще более древним временам, и связанные с нею события происходили (если происходили) еще на индийской территории.

Легенда такова: От брака царя Ванги с царевной Калинги [названия древних индийских царств] родилась дочь, отличавшаяся своенравным характером и пылкостью чувств. По прихоти своих желаний она отправилась в путешествие, присоединившись к каравану купцов. В дороге на караван напал лев, и все разбежались, кроме любившей приключения царевны. Однако лев не причинил ей вреда, а, напротив, почувствовал прилив нежности и смиренно подошел к ней. Царевна безбоязненно дотронулась до зверя, и острое любовное чувство пронзило его. Тут лев подхватил царевну, посадил себе на спину и умчал в свою пещеру. Так царевна стала женой царя зверей (что, кстати, было предсказано ей при рождении). От этого брака родились близнецы, дочь и сын, у которого вместо рук и ног были львиные лапы, потому ему дали имя Сихабаху, то есть Львиная Рука. Когда детям исполнилось шестнадцать лет, они вместе с матерью бежали из пещеры, в которой лев держал их взаперти, и направились в Вангу. На границе царства им встретился один из военачальников царя Ванги, приходившийся, как выяснилось, кросскузеном бывшей жене царя лесов. Он был покорен красотой родственницы, увез ее в столицу Ванги и там женился на ней (брак между кросскузенами разрешался). Тем временем оставшийся в одиночестве лев рыскал по лесам и дерев-ням в поисках пропавших жены и детей и наводил ужас на жителей. Сын его, соблазненный большой наградой (три тысячи денежных единиц) решил принять участие в охоте на льва, и тогда царь Ванги (юноше он приходился дедом) пообещал ему в случае успеха отдать все царство. Охота увенчалась победой надо львом, но царевич Львиная Рука уступил царство своему дяде, мужу матери (а дед его к этому времени уже умер). Сам же Львиная Рука вернулся в тот лес, где родился, и основал там город Сихапура (Львиный город), а вокруг, в лесу, на сотни йоджан (Йоджана - старинная индийская мера длины, величина которой колебалась от 7 до 20 км.) - множество деревень: так образовалось царство Лала, где он стал править вместе со своей сестрой, женившись на ней. У этой пары родилось шестнадцать пар близнецов, все - сыновья, и старшего из них, ставшего затем наследником трона, звали Виджая (Победоносный), а второго - Сумитта (Добрый Друг). Однако юный наследник трона любил «пошалить», и своими выходками в компании с 700 приятелями причинял массу беспокойства подданным. Львиная Рука был вынужден изгнать его из своего царства. Виджаю и его товарищей посадили на корабль и пустили к морю. После долгих скитаний друзья прибыли на Ланку. «Царевич Виджая, храбрец, пристал, - сказано в хронике, - к берегу Ланки, в том краю, что называется Тамбапанни, в тот день, когда Татхагата (Нашедший Путь - одно из определений будды) возлежал между двумя подобными близнецам деревьями сала, готовясь перейти в нирвану». На берегу, который обрадовал их безлюдьем и, значит, отсутствием опасностей, Виджая и его спутники встретились с демоницами-яккхини. Первой вышла им навстречу демоница-служанка в облике собаки, увлекла за собой одного из спутников Виджаи (тот подумал, что присутствие собаки говорит о близости деревни) и привела к своей госпоже - демонице Куванне, которая сидела под деревом и пряла, словно благочестивая отшельница. Своим волшебством Куванна заманила всю «свиту» Виджаи, а затем явился и он сам. Между ним и демоницей произошла стычка, закончившаяся миром. После этого Куванна, демонстрируя свою покорность, возвратила Виджае его людей, пообещала добыть ему царство и разделить с ним ложе. Она снабдила Виджаю и его спутников провизией, награбленной у проезжих купцов. На общую трапезу Виджая пригласил и саму демоницу и даже, как сказано в хронике, «предложил ей первый кусок». Весьма польщенная, демоница приняла ради царевича Виджаи облик прелестной шестнадцатилетней девушки, нарядно одетой и убранной драгоценностями. Демоница исполнила все свои обещания: Виджая отнял с ее помощью у демонов их царство; она родила ему сына и дочь. Однако, позже, стремясь стать «законным» царем нового государства, Виджая принужден был подумать и о «законной» супруге. Ею стала царевна из Мадуры (Южная Индия), дочь царя Панду. Она же привезла с собой и подруг в жены товарищам Виджаи.Женившись на царевне из Мадуры, Виджая забыл проказы юности и правил «благочинно и благополучно» всей Ланкой из своей столицы Тамбапанни в течение тридцати восьми лет. (Н. Г. Краснодембская, Р. Д. Сенасинха "Образ льва в мифологии и символике сингалов Шри Ланки" (От предыстории до современности)")

Moonstone Moonstone

Внизу - барельефы животных с лунного камня в Анурадхапуре.

Уникальная для Шри-Ланки архитектурная деталь - Sandakada Pahana (транслитерация с Сингальского языка), или Moonstone (в английской версии), или Лунный Камень (в русском варианте).

В какой буддистский храм или древний город Шри-Ланки вы не отправитесь, вы сможете увидеть лунный камень перед ступеньками или непосредственно перед входом в здание. Поэтому полезно иногда поглядывать под ноги.

Лунный Камень представляет собой высеченный из камня полукруг в виде половинки луны (масло масляное получается, но, по-другому никак не объяснить). И в соответствии с мнением учёных, он символизирует путь Сансара (круговорот рождения и смерти; цикличность существования) в Буддизме. У каждой детали камня есть своё символическое значение. И я предлагаю рассмотреть всё поподробнее на примере Лунного Камня из древней столицы Шри-Ланки Анурадхапуры, который по праву считается самым красивым на острове:

В центре Лунного Камня всегда присутствует лотос. В Буддизме лотос - символ чистоты и стремления человека к просветлению. Семена лотоса, попадая в придонный ил, прорастают и через мутную воду стремятся к свету. Так и человек, может вырваться из мутных приземлённых желаний и страстей к свету просветления и нирваны.

Каменный лотос окружён полукольцами из череды животных, птиц и сплетений растений. На Лунном Камне в Анурадхапуре на пути к лотосу (читать просветлению) следует преграда из замысловатого цветочного орнамента. Это сплетение растений называют liyavel (лиавель) и символизирует тришну (или танху) - жажду жизни. В учениях Будды тришна - одна из главных причин страданий, беспокойств и неудовлетворённости. Дальше от центра наблюдаем процессию лебедей (очень похожие на гусей). В Шри-Ланке считается, что лебедь может отделить молоко от воды. Так и человек сможет отделить правильное учение Будды от ложных доктрин или добро от зла. Животные (слон, буйвол, лев и лошадь) символизируют четыре стадии жизни (рождение, угасание, болезнь и смерть соответственно). Стилизованные языки пламени окаймляют Лунный Камень - это разрушение и смерть.

Так выглядели лунные камни во времена величия Анурадхапуры, после упадка которой, в Шри-Ланке усилилось влияние Индуизма как религии. (https://iryna-rasko.livejournal.com/13841.html)

Номиналы цифрами по всем углам, прописью в центре.

Реверс:

100 Рупий 1982

Parliament Building in Sri Jayawardenepura Kotte Parliament Building in Sri Jayawardenepura Kotte

Здание парламента Шри-Ланки в районе Коломбо, Джаварденепура Котте.

4 июля 1979 года, в ходе обсуждений по переносу административной столицы Шри-Ланки в пригород Коломбо - Котте, премьер-министром Ранасингхе Премадасой было получено одобрение парламента на создание там нового парламентского комплекса по проекту архитектора Джоффри Бавы. Для возведения комплекса был выбрана ранее заболоченная местность, превращенная в искусственное озеро Дияванна-Оя с островом Дува. Строительство велось японской фирмой Mitsui. 29 апреля 1982 года новый парламентский был торжественно открыт для заседаний президентом страны Дж. Р. Джаевардене. Открытие новой резиденции парламента было отмечено выпуском 50-центовой марки с её изображением.

В верхнем левом углу указан номинал "100", справа от которого надписи на сингальском, тамильском и английском языках "Центральный банк Цейлона". В нижней части банкноты надпись номинала - "Сто Рупий" на сингальском, тамильском и английском языках.

Комментарий: