header Notes Collection
наверх

1000 Марок 1960, Германия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 24a
Годы выпуска: 24.07.1964
Тираж: -
Подписи: Bundesbank Präsident: Dr. rer. pol. h.c. Karl Blessing (01.01.1958 - 31.12.1969), Vizepräsident: Dr. Heinrich Troeger
Серия: Серия 1960 года
Образец от: 02.01.1960
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 180 х 90
Печатный двор: Bundesdruckerei GmbH, Berlin

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

1000 Марок 1960

Описание

Водяной знак:

watermark

Портрет мужчины 1529 года, художник - Лукас Кранах Старший. Сегодня хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. (читайте описание аверса).

Аверс:

1000 Марок 1960

man

Гравировка на банкноте сделана с портрета мужчины, 1529 год, работы Лукаса Кранаха Старшего (читайте ниже). Сегодня хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, Бельгия.

Вокруг этого портрета до сих пор ходят споры.

Долгое время считалось, что Кранах Старший изобразил на портрете магдебургского канона Иоханнеса Шейринга (der Magdeburger Domherr Johannes Scheyring), но, возможно, что на портрете - математик и астроном Йоханнес Шёнер (Johannes Schöner).

Теперь, подробнее:

Иоханнес Шейринг (Циринг) (1454 в Вемдинге - † 1516 в Хальберштадте) был ректором Лейпцигского университета, а затем каноном в Магдебурге и Хальберштадте.

Портрет 1529 года, созданный Лукасом Кранахом Старшим, который находится в Королевском музее изобразительных искусств в Брюсселе и представляет, согласно более поздней надписи, Шейринга, был помещен на банкноту 1000 Марок с 1964 по 1992 год. Однако, есть сомнения, относительно личности изображенного человека. Речь может идти также о современнике Шейринга, астрономе и математике Йоханнесе Шёнере (1477-1547).

Поскольку у Иоханнеса Шейринга не было потомков, он основал в 1516 году, по завещанию, фонд семьи Циринг. Деньги из фонда присуждались, до окончания Первой мировой войны, потомкам брата Йоханесса, Эмерана Циринга (1464-1547). Это были стипендии для молодых мужчин и пособия по становлению для молодых женщин. Городской совет Магдебурга хотел распустить фонд в 1955 году, по политическим причинам; Однако в конце 2007 года наблюдательный совет фонда земли Саксония-Анхальт обнаружил, что роспуск являлся незаконным, в соответствии с действующим законодательством, и поэтому фонд продолжает существовать. Семейный фонд "Ziering" был восстановлен 22 декабря 2010 года как существующий семейный фонд, в соответствии с гражданским законодательством, путем внесения записи в справочник фондов земли Саксония-Анхальт.

Единственным выжившим ребенком Эмерана Циринга был Иоганн Шейринг (Ziering) (1505-1555), племянник Иоганнеса Шейринга (1454-1516).

Потомки семьи Йоханнеса Шейринга были, среди прочего - жена Отто фон Герике, Иоганн Фридрих Беттгер, Густав Нахтигаль и Вильгельм Крелле.

Johannes Schöner

Шёнер, Иоганн (нем. Johannes Schöner; 16 января 1477, Карлштадт - 16 января 1547, Нюрнберг) - немецкий учёный, оставивший след во многих областях. Он был священником, астрономом, астрологом, географом, космографом, картографом, математиком, изготовителем глобусов и научных инструментов, редактором и издателем научных книг. Шёнер сыграл большую роль в публикации знаменитой книги Коперника "Об обращении небесных сфер" в Нюрнберге, в 1543 году.

Именем Шёнера назван кратер на Марсе.

Изучал теологию в Эрфуртском университете, затем принял сан католического священника и работал в Бамберге. Там у себя дома он разместил печатный магазин, распространял астрологическую литературу. Шёнер известен как создатель глобусов (и небесных и земных), в том числе первого земного глобуса с изображением нового открытого континента - Америки. Сам глобус Шёнера находится в Нюрнбергской городской библиотеке. С 1526 года, с момента открытия Меланхтонивськой гимназии в Нюрнберге, Шёнер стал там преподавателем математики и оставался на этой должности в течение 20 лет. Он принял лютеранство и 7 августа 1527 году женился на Анне Целерин. Среди заслуг Шёнера - издание астрологических и астрономических трудов Георга фон Пурбаха, Бернхарда Вальтера (1430-1504), Иоганна Региомонтана и Николая Коперника. Кроме того, он выпустил эфемериды и вечные планетные таблицы, а также большой учебник по астрологии "De judiciis nativitatum" (1545). Обе эти книги вышли с предисловием Меланхтона. В своем учебнике Шёнер убедительно доказывал, что астрология полностью совместима с астрономической системой Коперника. Он также написал ряд других работ по астрологии, астрономии, хронологии и математики.

Избранные произведения:

Algorithmus demonstratus, 1534

Horarii canones. - 1515

Horoscopium generale, omni regioni accomodum. - Nuremburg, 1535

Opus astrologicum etc. - Norimb., 1539

De judiciis nativitatum etc. - Norimb., 1545

Opusculum Astrologicum. / Transl. and edited by R. Hand. - Berkeley Springs, West Virginia: Golden Hind Press, 1994

Глобусы Шёнера:

Глобус Шёнера (1515), манускрипт, созданный в 1515 г. Магелланов пролив на этом глобусе был указан в его "официальном открытии". Пролив находится на 53-м градусе южной широты. На глобусе он показан на 40-й параллели.

Глобус Шёнера (1520), издаваемый глобус, созданный в 1520 г. На глобусе показан Антарктический континент, существование которого на то время не было доказано.

Глобус Шёнера (1523), издаваемый глобус, создан в 1523 г. Его существование было доказано в 1927 г.

Веймеривский глобус Шёнера (1533), созданный в 1533 г. На нем показана Северная Америка, как часть Азии, а также показана Антарктика.

Художник Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere, 4 октября 1472 - Веймар, 16 октября 1553) - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей "дунайской школы"; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505-1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.

Реверс:

1000 Марок 1960

Лимбургский собор символизирует романскую архитектуру в Германии.

На банкноте вид на Лимбургский собор с моста Lahnbrücke (ныне - старого моста Lahnbrücke).

Limburger Dom Limburger Dom Limburger Dom

Лимбургский собор (нем.: Limburger Dom) расположен в городе Лимбург-ан-дер-Лан, федеральная земля Гессен, Германия. Собор строился с 1206 по 1235 год. Здание этого храма возводилось на месте старинной церкви, которая примыкала к монастырю. Лимбургский собор - яркий пример классического "романского стиля" в архитектуре.

Точная дата основания нынешнего собора неизвестна. Некоторые признаки дают основание датировать основание около 1180/90 годов. Освящение собора состоялось в 1235 году архиепископом Трира Theoderich von Wied. Святыми покровителями собора были Cвятой Георгий Победоносец и Николай Мирликийский.

Собор был построен в четыре этапа. Первый этап охватывал западный фасад, южную сторону, хор и др. Второй этап состоял в строительстве внутренних опор южного нефа. На третьем этапе были построены эмпоры южного нефа. На четвертом этапе строилась северная сторона трансепта и хор эмпоры.

Первым епископом Лимбургского собора был Якоб Марк (1827-1833). Местная епархия включает в себя около 700 тысяч католиков, и является одной из самых молодых епархий Германии.

Limburger Dom Limburger Dom

В соборе установлен современный орган, в звоннице имеется девять колоколов.

Собор представляет собой трехнефную базилику, которая включает в себя архитектурные элементы романского и раннего готического стилей. Внешние размеры собора: длина - 54,5 м, ширина - 35,4 м. Здание имеет семь башен. Число семь является символом числа святых таинств. Самая высокая из башен находится на западной стороне собора и имеет высоту 37 м. Центральная башня имеет высоту 66 метров. В 1774 году башня была частично разрушена и уменьшена в размерах от первоначального в 72,5 метров.

Изначально собор был окрашен в белый, красный, желто-коричневый, черный и зеленый цвета. Во время реставрации собора в 1872-1873 годах окраска была смыта. В 1968-1972 годы окраска была вновь восстановлена по остаткам старой расцветки, имевшейся до 1872 года.

Limburger Dom

В интерьере собора (неф и хор) преобладают недекорированные контрфорсы. Часть контрфорсов скрыта в боковых галереях. Собор имеет высокий центральный неф, делится на четыре уровня с арками и галереями.

Печать немецкого Бундесбанка.

Надпись справа, сверху: "Wer Banknoten nachmacht oder verfälscht oder nachgemachte oder verfälschte sich verschafft und in Verkehr bringt, wird mit Zuchthaus nicht unter zwei Jahren bestraft".

Перевод звучит так: "Кто подделывает банкноты или запускает в оборот подделки будет подвергаться исправительным работам в исправительном доме на срок не менее двух лет."

На немецких марках, напечатанных до 1963 года (тогда изменилась трактовка данной статьи в немецком законодательстве) вместо слова Freiheitsstrafe (лишение свободы) стояло слово Zuchthaus (исправительный дом). На тот момент само понятие исправительный дом изжило себя, поэтому и было заменено.

Среди коллекционеров банкноты третьей серии (Серии 1960 года) со словом Zuchthaus ценятся на порядок выше выпусков той же серии в 1970, 1977 и 1980 годах. Хотя, в целом, все банкноты этой серии ценятся выше обменного курса, по которому, кстати, Бундесбанк до сих пор принимает их к обмену.

Комментарий:

На банкноте подписались:

Karl Blessing

Карл Блессинг (Karl Blessing, 05.02.1900 - 25.04.1971).

Heinrich Troeger

Хайнрих Трёгер (Heinrich Troeger, 4 марта 1901 – 28 августа 1975).

Hermann Eidenbenz

Художник-график: Герман Айденбенц (Hermann Eidenbenz).

Герман Айденбенц (4 сентября 1902 - 25 февраля 1993) - швейцарский художник-график и дизайнер марок.

Когда Герман родился, его отец работал на несколько компаний в Индии. Его мать была родом из Германии (Швабия). Своё образование Герман, однако, получил в Швейцарии.

Его обучение в качестве графического художника состоялась в Швейцарии, сначала в фирме Orell Füssli, в Цюрихе, а затем в школе прикладного искусства, там же. С 1923 года он пребывал в Берлине, работая на фирму "Deffke und Hadank". Уже в 1926 году он стал учителем по шрифтам и графики в художественно-промышленной школе в Магдебурге, Германия. Он практиковался шесть лет этой профессии, прежде чем открыл свою собственную графическую студию в Базеле со своими братьями, Рейнгольдом и Вилли. В 1937 году он был вовлечен в оформление павильона Швейцарии для Всемирной выставки в Париже. С 1940 по 1943 годы Герман преподавал в общей торговой школе, в Базеле.

В 1945 году он изобрёл шрифт "Graphique", а в 1950 - шрифт "Кларендон" ("Clarendon"). Сегодня эти шрифты доступны в библиотеке Линотайп (Linotype Library).

В 1953 году он вернулся в Германию и стал главой отдела коммерческого искусства в школе искусств Брауншвайга. В 1955 году он присоединился к компании "Fa. Reemtsma" из Гамбурга, в качестве художественного сотрудника.

Он создал многочисленные логотипы и плакаты. Это также включает в себя логотип "Basler Verkehrsbetriebe" (BVB). Гербы с двумя Василисками украсили так много транспортных средств BVB в Базеле, как никогда ранее. В 1947 году вышел первый автомобиль.. Кроме того Айденбенц взял на себя даже графическое оформление автомобильных номеров, используемых с 1947 года по сегодняшний день.

Он создал в Швейцарии и Германии множество банкнот и почтовых марок. Им были разработаны первая серия немецких марок, выпущенных немецким Бундесбанком и и пятая серия банкнот швейцарских франков, которая поступила в обращение с 1956 года. Он также был дизайнером немецкой почтовой марки, выпущенной к 100-летию Гаусса, в 1955 году.