header Notes Collection
наверх

50 Марок 1996, Германия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 45
Годы выпуска: 03.02.1998
Тираж: -
Подписи: Bundesbank Präsident: Hans Tietmeyer (1993-1999), Vizepräsident: Johann Wilhelm Gaddum (1993-1998)
Серия: Четвертая серия
Образец от: 02.01.1996
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 146 х 71
Печатный двор: Bundesdruckerei GmbH, Berlin

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

50 Марок 1996

Описание

Водяной знак:

watermark

Портрет Бальтазара Нойманна (Balthasar Neumann), работа Маркуса Фридриха Кляйнерта (Marcus Friedrich Kleinert), 1727 год (зеркальное отражение). Номинал 50.

Аверс:

50 Марок 1996

Balthasar Neumann

Гравировка на банкноте сделана с портрета Бальтазара Нойманна (Balthasar Neumann), работа Маркуса Фридриха Кляйнерта (Marcus Friedrich Kleinert), 1727 год. Сегодня хранится в музее искусств Вюрцбурга (Mainfränkisches Museum, Würzburg).

Иоганн Бальтазар Нейман или Нойман (нем. Johann Balthasar Neumann; 27 января 1687, Хеб - 19 августа 1753, Вюрцбург) - один из крупнейших немецких архитекторов барокко и рококо.

Первые шаги в ремесле Бальтазар Нойманн сделал, вероятно, под руководством своего крёстного - мастера колокольного дела и литья по металлу Бальтазара Платцера, а в начале XVIII в. прибыл в Вюрцбург на обучение у Себальда Коха, по окончании которого в 1711 г. он получил звание «оружейника, мастера военной и потешной пиротехники».

В 1712 г. Нойманн поступил на службу рядовым в артиллерию Франконии, поскольку карьера инженера была открыта только военным. В это время он изучал искусство крепостного строительства. Установлено, что с 1714 г. он состоял на службе у вюрцбургских епископов. В 1717-1718 гг. Нейман отправился в составе франконских войск в Австрию и Венгрию, где, как предполагается, он участвовал в качестве инженера в укреплении Белграда.

В Вене Нойманн ознакомился с образцовыми барочными сооружениями работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха и Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта, сформировавшими его архитектурные пристрастия. В Милане он познакомился с творчеством Гварино Гварини, которое повлияло в будущем на его признанное гениальным восприятие пространства.

Некоторое время Нейман работал под руководством вюрцбургских архитекторов Андреаса Мюллера и Йозефа Грейзинга, а в 1719 г. новый архиепископ Йоганн Филипп Франц фон Шёнборн поставил Бальтазара Нойманна во главе строительной службы вюрцбургского архиепископства. В этом качестве, в 1720 г., ему было поручено проектирование нового дворца-резиденции в Вюрцбурге. Архиепископ Вюрцбурга последовал рекомендациям своего дяди, курфюрста Майнца Лотара Франца фон Шёнборна, который ещё в 1715 г. приметил архитектурный талант Нойманна.

Архитектурные взгляды Бальтазара в эти годы формировались в совместной работе с другими архитекторами, находившимися на службе у епископа Вюрцбурга, как, например, Максимилиан фон Вельш, братья Эрталь и Риттер фон Гронештейн, благодаря которым он познакомился с ранней классикой французской архитектуры Мансара. Решающее влияние на стиль Неймана оказал венский архитектор Иоганн Лукас фон Гильдебрандт.

В ходе подготовки проекта дворца по поручению своего работодателя Нейман отправился в ознакомительную поездку и посетил Мангейм, Брухзаль, Страсбург, Нанси и Париж. Здесь под влиянием первого архитектора французского короля Робера де Котта окончательно сложились его новаторские взгляды в обращении с пространством. Вместе с другим великим французским зодчим Жерменом Боффраном Нейман работал в Париже над своими проектами прославивших его впоследствии широких лестниц.

В 1724 г. Нойманн получил звание майора. Благодаря женитьбе на Марии Еве Энгельберте Шильд, дочери тайного советника Франца Игнация Шильда, он стал вхож в наиболее влиятельные дома города и епископства.

В 1729 г. Нойманн получил звание подполковника и сменил Максимилиана фон Вельша на посту главы строительной службы Бамберга, второго епископства во владениях архиепископа Фридриха Карла фон Шёнборна. Там он построил грандиозную базилику Фирценхайлиген. В 1731 г. Нойманн возглавил специально для него созданную кафедру гражданской и военной архитектуры в университете Вюрцбурга, а в 1741 г. ему было присвоено самое высокое из возможных для него званий - полковника.

Благодаря одержимому строительством семейству Шёнборнов, пытавшихся везде насадить своих ставленников, Нойманн получил заказы в епископствах Шпайера, Констанца и Трира, и даже от курфюрста Кёльна Клеменса Августа I Баварского.

В конце жизни он создал по заказу императора Франца I проекты новой лестницы венского Хофбурга, которая считается одним из самых великолепных образцов барочных лестниц (1747 г.), а также масштабные проекты резиденций в Штутгарте (1747-1749 гг.), Карлсруэ (1750-1751 гг.) и Шветцингене (1752 г.).

Нойманн умер в 1753 г. в звании полковника артиллерии и на посту руководителя строительной службы архиепископа. Монастырская церковь в Нересхайме и базилика Четырнадцати святых были закончены другими мастерами.

Hintergrundmuster

На заднем плане банкноты - циркули.

Внизу, слева, символы Брайля для слабовидящих.

Proportionalzirkel

Слева от Нойманна - пропорциональный циркуль 1700-ых годов.

Пропорциональный циркуль (или делительный циркуль) - чертёжный прибор позволяющий строить отрезок пропорциональный к данному отрезку в данной пропорции.

Делительный циркуль ускоряет работу, давая возможность брать размеры по чертежу и непосредственно без подсчетов получать увеличенные или уменьшенные в нужном масштабе. Описания делительного циркуля часто приводятся как иллюстрация при изучении подобных фигур в учебниках по геометрии.

Необходимая пропорция устанавливается при помощи передвижной кулисы, несущей ось циркуля. Наиболее употребительные пропорции, в частности π и отношения сторон правильных n-угольников к диаметру описанной окружности, отмечены на ножках циркуля.

Würzburg

На заднем плане банкноты - исторический центр Вюрцбурга.

В 1719 году князь-епископ Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн решил перенести свою резиденцию из находящейся на горе на левом берегу Майна крепости Мариенберг в город. Строительство дворца князь-епископ поручил никому неизвестному 30-летнему уроженцу богемского Хеба, артиллерийскому инженеру и литейщику (!!!) Бальтазару Нойманну. Выбор казался странным, но время доказало проницательность епископа - Нойманн создал во всех отношениях незаурядное произведение.

Строительство дворца началось в 1720 году и закончилось в 1744, уже при другом епископе.

Общепризнанным архитектурным и техническим шедевром Нойманна считается Парадная лестница с огромным потолком (18х30 м.), сооруженным без единого поддерживающего пилона.

Злопыхатели утверждали, что "свободно висящий" потолок такого размера невозможен, что он обязательно рухнет. Не обращая на них никакого внимания, Нойманн таки воплотил свой замысел.

А вот истинную мощь таланта (и расчетов) артиллерийского инженера человечество оценило лишь в марте 1945 года. Когда наутро, после страшной бомбежки города, почти все здания Резиденции превратились в обгоревшие руины, центральная часть дворца, с перекрытиями Нойманна, осталась целой и невредимой!

Таким образом, расположенные в центре здания самые ценные парадные залы вообще не пострадали (ну, если не считать слегка обсыпавшейся местами штукатурки) и дошли до наших дней, в оригинальном исполнении.

Свои инженерные знания Бальтазар Нойманн передал своему сыну - Францу Игнацу Михаэлю Нойманну.

До сих пор, на набережной Майна стоит, построенный в 1773 году Нойманном-младшим, портовый кран, также абсолютно не пострадавший при бомбежке и ставший символом города. (nashi-progulki.ru)

Номиналы цифрами внизу и справа, прописью справа (вертикально).

Реверс:

50 Марок 1996

Частичный вид на здания Нойманна, включая парадную лестницу резиденции Вюрцбург, в продольном разрезе - церковь аббатства Нересхайм и план основного этажа Китцингенской капеллы (Kitzinger Kreuzkapelle).

treppenhaus

Огромный архитектурный комплекс – Резиденция епископов – находится в центре Старого города. Это сооружение было построено в 1720-1744 годах по указу двух кардиналов – братьев Иоганна Филиппа Франца и Фридриха Карла фон Шенборн. Строительством руководили два архитектора фон Хильденбрандт и фон Вельш.

Но прославилась Резиденция своей уникальной парадной лестницей, спроектированной архитектором Бальтазаром Нойманном. Свод над этой барочной лестницей украшает самая большая в мире фреска работы венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо.

В Императорском зале дворца – фрески Тьеполо на сюжеты из истории Вюрцбурга, в том числе – портреты художников, архитекторов, скульпторов, работавших во дворце. Огромный Садовый зал украшают лепные декорации работы Антонио Босси. Венецианская комната декорирована гобеленом с изображением Венецианского карнавала и декоративными панелями с росписями Иоганна Тальхофера.

Особенное впечатление оставляет осмотр дворцовой капеллы, интерьер которой богато украшен картинами, скульптурами и лепниной. В боковых алтарях капеллы можно увидеть великолепные картины Джованни Баттиста Тьеполо. (www.votpusk.ru)

Abteikirche Neresheim

В продольном разрезе - церковь аббатства Нересхайм (Längsschnitt der Abteikirche Neresheim) (на плане Бальтазара Нойманна) от 20 марта 1749 года. Хранится в музее искусств (Франконском музее) Вюрцбурга.

Духовным и архитектурным центром монастыря Нересхайм и одной из наиболее ярких достопримечательностей земли Баден-Вюртемберг является Церковь Аббатства (Abteikirche). Это памятник национального значения и культурное достояние Европы.

Строительство Церкви Аббатства было начато в 1750 году, по проекту Иоганна Бальтазара Ноймана, известного немецкого архитектора барокко и рококо. После смерти Нойманна, в 1753 году, его дело продолжили ученики. Нехватка денег привела к перерывам в строительстве церкви и изменению первоначального проекта (например, плоское исполнение главного купола, который к тому же был выполнен из дерева, вместо камня). С 1770 по 1775 год интерьер церкви был расписан известным австрийским мастером барокко Мартином Кноллером.

Известный историк искусства Геогр Дехио описывал в документации немецкого культурной истории церковь Аббатства Нересхайм как «Шедевр европейского Барокко», также он отмечал, что «Архитектура Барокко церкви Аббатства Нересхайм не имеет аналогов для сравнения не только в Германии, но и во всей Европе».

В 1965 году церкви угрожало обрушение, так как осадка главного купола привела к трещинам в стенах. С 1969 года по 1975 год здание подверглось обширной реставрации. (technolirik.livejournal.com)

Kitzinger Kreuzkapelle Kitzinger Kreuzkapelle

В нижнем правом углу - план основного этажа Китцингенской капеллы (Kitzinger Kreuzkapelle).

Kreuzkapelle (Часовня или капелла Святого Креста) - это небольшая барочная католическая церковь в районе Этвасхаузен, Китцинген. Она была построена в 1741 году, по планам Бальтазара Неймана и торжественно освящена в 1745 году.

Оригинальность и уровень архитектуры Нойманна примечательны для деревенской церкви и её можно сравнивать с его другими сакральными зданиями.

Заказчиком был Вюрцбургский князь-епископ Фридрих Карл фон Шенборн. Она является самой сложной деревенской церковью Нойманна, поскольку должна была быть важным аналогом протестантской церкви Святого Михаила, построенной в непосредственной близости от Шенборна. Князь-епископ хотел продемонстрировать либеральность и абсолютное первенство католической церкви.

Планировка капеллы Святого Креста соответствует типу фасадной башни, которая широко распространена во Франконии и берёт начало из формы латинского креста. Строительный материал - франконский песчаник, крыша была покрыта шифером. Фасад изогнут и почти центрирован по центральной оси, имеется относительно низкая башня с луковичным куполом и четырьмя колоколами. Из-за пожарной опасности князь-епископ пожелал каменный свод.

Левее - печать немецкого Бундесбанка.

Номиналы цифрами внизу и слева, прописью слева (вертикально).

Комментарий:

На банкноте подписались:

Johann Wilhelm Gaddum

Иоганн Вильгельм Гаддум (Johann Wilhelm Gaddum, 18 июня 1930).

Hans Tietmeyer

Ганс Титмайер (Hans Tietmeyer, 18 августа 1931).

Reinhold Gerstetter

Художник-график: Райнхольд Герштеттер (Reinhold Gerstetter).

Райнхольд Герштеттер (18 октября 1945 года, Леонберг, Баден-Вюртемберг) - немецкий художник-график и дизайнер. Его наиболее известная работа в Германии это последняя серия банкнот Марок ФРГ, а также второй выпуск банкнот Евро, серии "Европа".

Герштеттер изучал графический дизайн в Государственной академии изящных искусств в Штутгарте, а затем работал в рекламе в Лондоне, Берлине и Хайфе. С 1979 по 2002 год - в "Bundesdruckerei", в Берлине. Там он разрабатывал, как главный графический дизайнер, почтовые марки и банкноты (в том числе для Израиля, Боливии и Перу). В 1987 году его дизайн был выбран в качестве основы для четвертого, и последнего, ряда банкнот немецкой марки, который был в обращении с 1990 по начало 2002 года. Некоторое время спустя, он также выиграл конкурс проектов Банка Испании, который опубликовал четыре номинала банкнот с 1992 года, на основе его конструкций. несмотря на то, что его дизайн, представленный для первой серии банкнот единой валюты Евро не был выбран евро-жюри для реализации, однако, ему был поручен пересмотр дизайна для второй серии банкнот евро, которые пришли в обращение в мае 2013 года.

Его дочь, Авиталь, является первой женщиной - еврейским кантором (Хаззан) Германии.

Четвёртая серия банкнот.

19 марта 1981 года, члены Совета Центрального банка Германии решили выпустить новую серию банкнот. Это стало необходимо в связи с техническим прогрессом и повышенной фальсификацией старых банкнот. Понадобилось почти десять лет, пока первые два номинала были введены в обращение 1 октября 1990 года. Это были ноты в 100- и 200- Марок.Банкнота в 200 марок была нововведением в немецкой валюте.

При проектировании банкнот и выборе элементов дизайна было предложено много вариантов. Уже в предварительных эскизах были утверждены новые портреты для этой серии в качестве основного дизайна. Следовало выбрать блестящие портреты личностей немецкой истории в области искусства, литературы, музыки, экономики, науки и техники. Кроме того, задняя сторона банкнот должна была перекликаться с лицевой. Основные цвета номиналов должны были оставаться неизменными, а слово Банкнота должно было стоять на каждом номинале готическим шрифтом.

Выбор персоналий.

Комитет, состоящий из историков Карла фон Отмара Аретина, Кнута Борхардта и Хорста Фурманна, был задействован, чтобы определить круг лиц, которые должны появиться на банкнотах. Выбор был между 70 и 80 человек. К этому предлагалось избегать известнейших людей, таких как, например Гёте, Шиллер, Дюрер. Точно так же решили отказаться от персон, имеющих провокационное отношение к вероисповеданию или политике, например, Мартин Лютер или Карл Маркс. Также были вычеркнуты те, кто провёл свои работы главным образом за границей, например, Жак Оффенбах.

При выборе людей следовало обратить внимание, чтобы сбалансировать точки зрения пола, религии, национального происхождения и рабочей области. Также, если это возможно, требовалось три или, по крайней мере, два женских персонажа в серии. Тем не менее, выбор женщин был очень ограничен. Целью было показать женщин, которые создали независимую работу, находясь не в тени их заслуженных мужей, поэтому многие были исключены (такие как Шарлотта фон Штейн, Шарлотта фон Кальб). Независимые женщины были очень редки в XIX веке. Таким образом, группа решила начать с выбора женских фигур.

Одним из требований для проектирования было то, что люди с банкнот должны были смотреть на владельца справа, в сторону центра. Это означало, что представленные портреты на пять, десять, двадцать, пятьдесят и двести марок должны были быть сделаны в зеркальном отражении. Так как братья Гримм (на 1000 Марок) оба присутствовали на ноте, то им был отдан наибольший по размеру номинал из-за большой потребности в пространстве. Было также предложено, что мужчины и женщины должны чередоваться.

На самом деле, Мария Сибилла Мериан была предназначена для 100-Марок а Клара Шуманн для 500-Марок. Однако, на портрете Иоганна Рудольфа Шелленберга (Мария Сибилла Мериан) был сделан небольшой поворот тела Марии, как художественный трюк, и этому возникли сомнения в подлинности авторства этого произведения. Бундесбанк провел конкурс дизайна для того, чтобы получить мастерскую гравировку высокого качества с портретов, что повлекло за собой затяжку времени. Поскольку банкнота в 100-Марок должна была выйти первой, женщина для гравировки на ней была заменена из-за этих трудностей.

Выбор победителя дизайна.

В течении конкурса на лучший дизайн, который проходил в период с 1 января по 30 июня 1987 года, правлением немецкого банка были отобраны 4 художника-графика: Рудольф Герхардт (от Bundesdruckerei Berlin, который уже проектировал дизайн (BBK-II) банкнот-замещёнок для Западного Берлина), Эрнст Юнгер, Иоганн Мюллер и Адриан Артур Зенгер. По субъективному мнению экспертной комиссии, состоящей из историков, дизайнеров и графических дизайнеров, а также социологов, только одна серия банкнот отвечала их самым высоким ожиданиям. Речь шла о третьей серии нот, которая напоминала швейцарский франк, дизайн которого также не рассматривался. Таким образом, потребовалось бы провести новый конкурс на дизайн, который бы задержал проект, по крайней мере, на один год. Но так как Bundesdruckerei подготовил два проекта, которые не были приняты Бундесбанком, разработанных тогдашним главным дизайнером в Bundesdruckerei - Райнхольдом Герштеттером. После более подробного рассмотрения группой этих проектов был выбран один из них, в конечном итоге, в качестве основы для новой серии банкнот. Эксперты писали: "Группа экспертов единодушно пришла к мнению о том, что здесь [...], составленный проект в значительной степени отвечает требованиям [...]. Эксперты рекомендуют Немецкому федеральному банку принять проект для основы новой серии банкнот ".

Конфигурации лицевых сторон.

На лицевых сторонах можно увидеть фотографии городов, что было идеей Герштеттера. Эти конструкции были ярким примером современного вида соответствующих городов. Тем не менее, проект города Франкфурта должен был быть представлен только историческими зданиями. В качестве причины было то, что офисные башни немецкого Банка будут преобладать в дизайне и могут навлечь подозрения в адрес Бундесбанка о рекламе банка для частных компаний.

В 1988 году стало необходимо выбрать соответствующий город для каждого человека на банкнотах. Графики-дизайнеры выбрали для Пола Эрлиха Бад-Хомбург, его место смерти. Тем не менее, его работы были проведены, в основном, в Берлине и Франкфурте. Франкфурт был уже однако предусмотрен для Клары Шуманн, которая провела там свои последние годы. После принятия решения о введении банкноты в 5-Марок с портретом Беттины фон Арним стало ясно, что её будет представлять карта города Берлина. Потому как каждый город должен появиться на банкнотах только один раз, поэтому для Пауля Эрлиха был выбран Франкфурт. А для Клары Шуманн - город Лейпциг (был выбран потому, что Лейпциг не только место её рождения, но и потому, что она также достигла там своих первых успехов).

Из-за событий 1989/1990 годов, решение о Лейпциге оказалось удачным, потому что серия банкнот была первоначально предназначена только для Западной Германии и Западного Берлина. А в 1990 году произошло объединение Германии, и Лейпциг стал общенемецким городом.

Дизайн обратной стороны.

Райнхольд Герштеттер предпочёл на обратной стороне 1000 Марок изображение из сказки Звездочёт (Die Sterntaler). Тем не менее, Братья Гримм, несмотря на их обширную коллекцию сказок, должны были быть представлены в более широком аспекте чем просто сказочники, так как они оказали выдающиеся услуги с выпуском немецкого словаря и работе над грамматикой немецкого языка. Таким образом, словарь был основным мотивом, и Звездочёт оказался на белом поле.

Кроме того, в конструкциях обратных сторон было уделено большое внимание к деталям. Таким образом, даже фоновая ссылка должна была указывать на человека, который изображен на лицевой стороне.С четвёртой серии было убрано предупреждение о наказании за подделку банкнот.