header Notes Collection
наверх

25 Гульденов 1971, Нидерланды

Каталог Краузе (Пика) Номер: 93
Годы выпуска: 1971
Тираж:
Подписи: Secretaris: C.T.De Bijll Nachenius, President: Jelle Zijlstra
Серия: Выпуск 1966 - 1972 годов
Образец от: 10.02.1971
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 147 х 76
Печатный двор: Joh. Enschede en Zonen, Haarlem

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

25 Гульденов 1971

Описание

Водяной знак:

watermark

Звуковые волны.

Аверс:

25 Гульденов 1971

Jan Pieterszoon Sweelinck

Гравировка на банкноте выполнена с этого портрета композитора Яна Свелинка 1624 года, выгравированного голландским гравёром Яном Мюллером (Jan Harmensz. Muller).

Ян Питерсзон Свелинк (Jan Pieterszoon Sweelinck; апрель или май 1562, Девентер - 16 октября 1621, Амстердам) - нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог.

Родился в семье органиста Питера Свиббертсона (Swybbertszoon). Вскоре семья переехала в Амстердам, где отец занял пост органиста центральной городской церкви Ауде керк. У отца Свелинк получил первые уроки музыки и игры на органе. Со второй половины 1570-хх годов (первое точное свидетельство датировано 1580-м) и до конца своих дней, ни разу не выезжая за границу, служил органистом в той же Ауде керк. Начиная с первой известной публикации своих сочинений (1594) пользовался только фамилией матери (Свелинк).

Славился как виртуоз клавирной импровизации, был прозван за это "амстердамским Орфеем". Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе, особенно велика была в Германии. Среди его учеников - основатели северогерманской органной школы Михаэль Преториус, Самуэль Шейдт, Генрих Шейдеман, Петр Хассе, Андреас Дюбен и др.

Свелинк умер, по неизвестной причине, 16 октября 1621 года и был похоронен в Ауде керк. Жена и пятеро из шести детей пережили его; старший из них, Дирк Янсон, сменил отца на посту органиста Ауде керк.

В истории музыки творчество Свелинка обычно рассматривают как переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. В его вокальной музыке явно влияние старых нидерландских мастеров, французской полифонической шансон, итальянских мадригалистов. Новые барочные тенденции просматриваются в музыке, написанной для органа и клавесина.

В вокальном наследии Свелинка центральное место занимает многоголосная (на 4-8 голосов) музыка для всей Псалтири (во французском стихотворном переводе). Это грандиозное четырёхтомное собрание (1604, 1613, 1614, 1621) с точки зрения стиля неоднородно: исследователи находят здесь черты мотета, мадригала и даже вилланеллы. В основе всех многоголосных пьес лежит cantus firmus - простая мелодия соответствующего псалма из Женевской Псалтири (англ.). "Духовные песни" ("Cantiones sacrae", 1619) - довольно традиционное собрание (37) пятиголосных мотетов на латинские тексты (преимущественно из Псалтири, но также новозаветный Магнификат и популярные гимнографические, например, Te Deum и Regina caeli), при этом "по-барочному" - с партией basso continuo. Свелинк также писал в жанрах французской многоголосной песни (более 30 шансон в сборниках 1594 и 1612 годов) и итальянского мадригала (19 пьес на 3-6 голосов).

Ауде керк, где Свелинк работал на протяжении всей жизни и где был похоронен.

В инструментальной музыке (для органа и клавесина) Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии (всего 20, из них 6 "в манере эхо") и токкаты. Наиболее популярны фантазия № 1 in d SwWV 258 (так называемая Хроматическая фантазия) и фантазия № 3 in g (др. названия - Дорийская фантазия и Fantasia contraria). В "Эхо-фантазиях" мастерски использовал регистровые и тембровые возможности органа. В инструментальном наследии также хоральные прелюдии (обработки преимущественно протестантских духовных песен, в том числе из Женевской Псалтири), вариации (11, включая три с особыми «тематическими» заголовками - "Ballo del granduca", "Engelsche fortuyn" и "More palatino"), ричеркары, паваны. Целый ряд сочинений для органа и клавесина, сохранившихся анонимно, современные исследователи (на основе стилистического анализа) атрибуируют как сочинения Свелинка.

Наиболее авторитетно семитомное издание сочинений Свелинка под редакцией Густава Леонхардта и др. Для идентификации сочинения по этому изданию используется аббревиатура "SwWV".

Opera omnia, edd. Gustav Leonhardt, Alfons Annegarn, Frits Noske et al. Amsterdam, 1966-90.

v. 1 (1974) Instrumental works: fasc. 1. Keyboard works. Fantasias and toccatas; fasc. 2. Keyboard works. Settings of sacred melodies; fasc. 3. Keyboard works. Settings of secular melodies and dances. Works for lute

v. 2 (1965?) The first Book of Psalms

v. 3 (1966) The second Book of Psalms

v. 4 (1981) The third Book of Psalms

v. 5 (1988) The fourth and last Book of Psalms. Early versions of Psalms 3 and 10

v. 6 (1979) Cantiones sacrae

v. 7 (1990) The secular vocal works and miscellanea (fasc. 1-2)

Слева, внизу, две точки Брайля для слабовидящих.

symbol

Символ в правом верхнем углу.

Я задавал вопрос по поводу этого знака в банк Нидерландов, но, пока, ответа не получил.

Большое спасибо Джо Болингу (Joseph Boling) из Индианаполиса, США за разъяснения по этому символу.

Вот что он написал мне:

"Это одна из особенностей защищенной печати банкноты. Она обеспечивает прозрачную регистрацию на реверсе. Держите его на ярком свете, и вы увидите восемь прямоугольников (они изогнуты в разной степени), которые точно совпадают с внутренней овальной линией элемента, о котором вы спрашиваете. Параллельные вертикальные линии также обеспечивают ощущение неровностей, создаваемых глубокой печатью. Литографированная или струйная часть символа будет гладкой.

Рядом с овалом есть вторая нецентральная точка. Пока вы смотрите на купюру перед ярким светом, в центре кругов есть темное пятно (диаметром 2,5 мм.), которое вы увидите сквозь тыльную сторону купюры, над ухом Свелинка. Это пятно - более толстая часть бумаги (часть водяного знака); оно не напечатано на лице или спине (только круги). Это очень сложная печать. Получить такое воспроизводимое выравнивание по водяному знаку очень сложно."

Номиналы цифрами слева сверху и справа внизу. Прописью внизу, в центре.

Реверс:

25 Гульденов 1971

Звуковые волны.

Слева сверху два окна. Одно напоминает турбину. Второе мишень.

Как сообщили из банка Голландии:

Микротекст слева на голландском языке:

"Wetboek van Strafrecht. Artikel 208.

Hij die muntspeciën of munt- of bankbiljetten namaakt of vervalst, met het oogmerk om die muntspeciën of munt- of bankbiljetten als echt en onvervalst uit te geven of te doen uitgeven, wordt gestraft met gevangenisstraf van ten hoogste negen jaren."

Тот же микротекст на английском:

"Penalty Code Article 208: He who imitates coins or notes of banknotes with the intention to issue for real, or have these coins or notes or banknotes issued for real, will be punished with imprisonment of up to nine years."

Текст "непрерывной печати", повторяется два раза полностью и далее частично. Шрифт идет от большого к малому и назад, от малого к большому, также частично напечатан в негативе.

Перевод на русский:

"Уголовный кодекс. Статья 208.

Подделка монет или банкнот Банка Нидерландов с намерением выдачи их за подлинные, наказывается лишением свободы на срок до девяти лет."

Номиналы цифрами слева внизу и справа сверху.

Комментарий:

Дизайнер: Robert Deodaat Emile (Ootje) Oxenaar.

Бумага для банкнот произведена фирмой "nv Papierfabrieken van Houtum & Palm".