header Notes Collection
наверх

50 Сум 1994, Узбекистан

Каталог Краузе (Пика) Номер: 78a
Годы выпуска: 01.07.1994
Тираж: --
Подписи: no signature
Серия: Серия 1994 года
Образец от: 01.07.1994
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 142 x 69
Печатный двор: Harrison ans Sons Limited, UK (after 1997 Thomas De La Rue security), Hayes and High Wycombe

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

50 Сум 1994

Описание

Водяной знак:

watermark

На широком белом поле с правой стороны банкноты имеется локальный водяной знак с изображением Герба Республики Узбекистан.

Аверс:

50 Сум 1994

С левой стороны банкноты по всей ширине банкноты впрессована защитная нить, имеющая многократно повторяющийся текст белого цвета "ЎЗБЕКИСТОН" с чередованием прямого и наклонного расположения букв.

Bukhara gold embroidery weaving

В центре банкноты - орнамент, в виде Бухарского золотошвейного ткачества.

Золотое шитье было распространено по всему миру и имеет весьма древние корни, что подтверждается археологическими находками, найденными при раскопках и историческими фактами.

Золотошвеи Бухары создают свои шедевры в различных техниках:

"зардузи-заминдузи" - сплошная вышивка фона золотом и "зардузи-гульдузи" - узорный (цветочный) зашив,"зардузи-гульдузи-заминдузи" – комбинированное золотое шитье, "зардузи-беришимдузи" - зашив, где шелковые мотивы чередуются с золотыми орнаментами, "зардузи-пулякчадузи", где золотое шитье сочетается с нашитыми блестками.

Золотое шитье в Бухаре зародилось много веков назад. В некоторых письменах четырнадцатого века встречается упоминание о золотом шитье, а орнаменты настенных росписей шестого – седьмого веков доказывают, что золотошвейное искусство уже было в раннем средневековье.

Эмир со своей свитой щедро облачались в золотые одежды, выходя в свет, считая золото оберегом и символом величия. (vostochniy-magazin.ru)

coat of arms

Герб Республики Узбекистан.

Герб утверждён 2 июля 1992 года.

Государственный герб Республики Узбекистан представляет собой изображение восходящего солнца над горами, реками и цветущей долиной, окруженными венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева - из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка.

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий знак утверждения республики, внутри которого полумесяц со звездой.

В центре герба изображена птица Хумо с раскрытыми крыльями - символ счастья и свободолюбия.

Внизу на банте ленты венка, символизирующей Государственный флаг республики надпись "O'ZBEKISTON" (изначально применялся кириллический вариант "ЎЗБЕКИСТОН"). В цветном изображении Государственного герба Республики Узбекистан птица Хумо и реки - серебристые; солнце, колосья, раскрытые коробочки хлопка и надпись "O'ZBEKISTON" - золотистые; ветки, листья хлопчатника, горы и долины - зелёные, хлопок в раскрытых коробочках - белый; лента трехцветная, воспроизводящая цвета Государственного флага Республики Узбекистан; восьмигранник голубой, обрамленный золотистой каймой; полумесяц и звезда - белые.

Герб Узбекистана разработан с учетом многовекового национального и государственного опыта и традиций. Законом Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года №616-XII "О Государственном гербе Республики Узбекистан" (Закон введён Постановлением ВС).

В центре герба изображена Хумо (птица счастья в Узбекистане) с простертыми крыльями - в узбекской мифологии символ счастья и свободолюбия. Узбекский поэт Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ.

В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий утверждение республики, внутри - полумесяц со звездой.

Изображение солнца символизирует свет, озаряющий путь узбекского государства, а также подчеркивает уникальные природно-климатические условия республики.

Две реки, изображенные под птицей - это Амударья и Сырдарья, которые протекают на территории Узбекистана.

Колосья являются символом хлеба, стебли с раскрытыми коробочками хлопка характеризуют главное богатство Узбекистана. Вместе, колосья и коробочки хлопка перевитые лентой Государственного флага, символизируют консолидацию народов, проживающих в республике.

Под гербом, на фоне архитектурной детали, изображена декоративная цифра "50", белого цвета с темно-синей тенью, и под ней текст "ЭЛЛИК СЎМ". Внизу имеется текст в 2 строки: "ЎЗБЕКИСТОН СЎМИ РЕСПУБЛИКА ҲУДУДИДА ҲАММА ТЎЛОВЛАР УЧУН ЎЗ ҚИЙМАТИ БЎЙИЧА ҚАБУЛ ҚИЛИНИШИ ШАРТ" ("Принимается к оплате без ограничений на территории Республики Узбекистан по номинальной стоимости").

Реверс:

50 Сум 1994

Registan

В центральной части изображён историко-архитектурный ансамбль на площади Регистан, в Самарканде: слева - Улугбека, справа - Шердор, прямо - Тилля-Кари.

Регистан (узб. Registon; от рег - песок и стан - место; буквально - место, покрытое песком) - площадь в центре Самарканда. "Регистаном" называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном, благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Tillya-Kari

Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qori madrasasi - Позолоченное медресе) - культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году, по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и джума-мечеть. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году, уже после смерти Ялангтуша Бахадура. Вероятно по этой причине отделка некоторых элементов медресе была выполнена с заметной небрежностью, а внешний купол мечети Тилля-Кари так и не был завершён. Строительство медресе Тилля-Кари завершило оформление площади Регистан и придало расположенному здесь архитектурному ансамблю законченный вид. В XIX веке здание медресе было повреждено сильным землетрясением. Особенно пострадал входной портал. Обрушилась его верхняя часть вместе с тимпаном. По распоряжению эмира Хайдара портал был восстановлен, но уже без изразцовой отделки. К началу XX века большая часть облицовки медресе была утрачена. Реставрационные работы начались в 20-х годах XX века, когда были предприняты усилия по спасению уцелевших фрагментов декора. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950-1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.

Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Архитектор, очевидно принадлежавший к бухарской архитектурной школе, не стал слепо копировать пропорции двух других расположенных на площади медресе, а решил стоявшую перед ним задачу композиционно, вытянув крылья главного фасада, что придало пространству площади замкнутый вид. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе.

Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами. Просторный четырёхайванный двор обнесён по периметру худжрами, расположенными в два этажа по главному фасаду и в один - вдоль остальных сторон. С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари. Для сохранения симметрии двора на его центральных осях возведены дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанный мрамором михраб и одиннадцатиступенчатый мраморный минбар. С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.

Наружные и дворовые фасады медресе облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Особенно богато украшено помещение мечети. Его стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты.

Ulugbek

Медресе Улугбека (узб. Ulug`bek mаdrаsasi) - мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Со времён Амира Тимура Регистан являлся главной рыночной площадью и общественным центром средневекового Самарканда. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, караван-сараи и крытые торговые пассажи (тимы), крупнейшим из которых был тим Тильпак-фурушон. В правление внука Тимура Улугбека облик площади начинает постепенно меняться. Перестройку Регистана Улугбек начинает со строительства крупнейшего в Средней Азии исламского университета.

Дата начала строительства медресе на площади Регистан точно неизвестна. Надпись в нише входного портала дословно гласит: "Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе…". Это позволяет сделать вывод, что в 1417 году здание медресе уже строилось. При самых высоких темпах строительства возведение подобных сооружений в Мавераннахре занимало не менее 5-6 лет. Учитывая, что основные работы были завершены в 1420 году, можно предположить, что строительство началось не позднее 1415 года. Автором проекта медресе обычно считается придворный зодчий эмира Шахруха Кавамаддин Шерази, однако средневековый историк Васифи, современник Улугбека, называет архитектором ученика Кази-заде ар-Руми Камаледдина Мухандиса.

Уже вскоре после окончания строительства медресе Улугбека становится одним из самых престижных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, здесь обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. Его слушателями были шейх тариката Накшбанди Ходжа Ахрар и поэт Алишер Навои. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, богословию, сводам учений о человеке и мировой душе. Читали их такие известные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек. Первым мударрисом (ректором) университета был назначен Маулана Мухаммад Хавафи - бродячий дервиш, простолюдин по происхождению, обладавший глубокими научными знаниями.

В 1533 году к власти в Мавераннахре пришёл узбекский хан Убайдулла, который вскоре перенёс столицу своего государства в Бухару. Утратив столичный статус, Самарканд постепенно приходит в упадок. Однако медресе Улугбека продолжает сохранять статус одного из лучших учебных заведений Средней Азии. В правление Ялангтуша Бахадура, осуществившего коренную перестройку площади Регистан, здание медресе было капитально отремонтировано. Именно его грациозные пропорции легли в основу построенного удельным правителем Самарканда нового медресе, позднее получившего название Шердор. В период феодальных войн и народных волнений, сопровождавших правление последнего бухарского хана из династии Аштарханидов Абулфейза, внешний облик медресе Улугбека был сильно испорчен. По сообщению самаркандского историка XVIII века Абу Тахира ходжи бухарский наместник распорядился снести второй этаж здания из опасения, что с высоких стен медресе повстанцы могут обстреливать его резиденцию.

В начале XIX века медресе Улугбека было разрушено сильным землетрясением. Характеризуя состояние сооружения словами персонажа своего произведения, известный французский писатель Жюль Верн писал:

Площадь Регистан - красивый четырехугольник… По трем сторонам площади возвышаются хорошо сохранившиеся развалины трех "медресе", где "муллы" давали детям религиозное образование. Склонившиеся минареты, кажется, вот-вот упадут, но никогда не падают, к счастью для их эмалевой облицовки. - Ж. Верн. Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин).

Землетрясение 1897 года превратило "хорошо сохранившиеся развалины" в руины.

Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. На первом этапе были проведены неотложные работы по сохранению уцелевших фрагментов здания. В 1932 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. Основные реставрационные работы были проведены в 50-е - 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 90-х годах XX века был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично.

Медресе Улугбека построено согласно мусульманскому канону в полном соответствии с требованиями своей эпохи. Оно является классическим образцом духовного учебного заведения Средней Азии и Ближнего Востока.

Медресе представляет собой прямоугольное в плане сооружение общей площадью 81x56 метров. Его главный восточный фасад обращён на площадь Регистан. Основным элементом главного фасада является мощный входной портал - пештак. В глубине портала имеется три входа, из которых центральный, обрамлённый преувеличенно большой стрельчатой аркой, закрыт ажурной панджарой. Два других входа также оформлены стрельчатыми арками, но меньшего размера. Над каждым из них расположено по одной лоджии выходящих на площадь худжр. По углам медресе некогда возвышались четыре минарета высотой 33 метра, из которых полностью сохранились только восточные. В углах здания расположены просторные аудитории (дарсханы), некогда перекрытые двойными куполами. Квадратный в плане четырёхайванный двор площадью 30х30 метров вымощен большими каменными плитами и обрамлён двумя этажами однокомнатных и двухкомнатных худжр. Айваны расположены на осях здания и оформлены порталами. Каждый айван делит секции худжр пополам так, что с каждой его стороны в два этажа располагается по шесть худжр. Северный и южный айваны глухие и ранее выполняли функцию летних аудиторий. В западном айване расположен вход в зимнюю мечеть, занимающую всю центральную часть западного крыла.

В отделке медресе был использован весь набор имевшихся в то время материалов: глазурованные кирпичи, резная кашинная мозаика, майолика, резной мрамор. Сочетание белых, синих, голубых и марганцево-чёрных изразцов с терракотовыми облицовочными кирпичиками создаёт всё богатство геометрических, растительных и эпиграфических узоров. Порталы медресе и тимпаны арок худжр украшены мозаикой из разноцветного кашина. Особенно роскошен главный портал. Мозаичные звёзды на его тимпане образуют узор, символизирующий звёздное небо, а пилоны украшены мозаичными панно с геометрическими узорами. Архитектурные достоинства медресе Улугбека, подчёркнутые высокохудожественным декоративным оформлением, ставят его в один ряд с другими шедеврами мусульманского средневекового зодчества.

Sherdor

Медресе Шердор (узб. Sherdor mаdrаsasi, тадж. Мадрасаи Шердор - букв. Медресе со львами) - исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Вместе с медресе Улугбека и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Шердор было построено самаркандским зодчим Абдуллой Джаббаром в 1619-1635/36 годах по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин. Его декоративное оформление было выполнено мастером Мухаммадом Аббасом.

Местом для строительства медресе была выбрана восточная часть площади Регистан. Для этого до основания была разобрана сильно обветшавшая ханака Улугбека, построенная в 1424 году. Ханака дала богатый строительный материал для медресе Шердор, что было подтверждено археологическими раскопками, проведёнными в 1956 году советским археологом С. Н. Юреневым.

Медресе Шердор было построено в приёме "кош" с медресе Улугбека, изящные пропорции которого были положены в основу проекта. По замыслу архитектора главные фасады двух медресе должны были стать зеркальным отражением друг друга. Однако автор не учёл, что за двести лет, прошедших с момента строительства медресе Улугбека, уровень площади Регистан поднялся на два метра. В результате пропорции медресе Шердор получились более приземистыми, чем у оригинала.

После постройки медресе было названо именем заказчика Ялангтуша Бахадура, но это название не прижилось в народе. Современное название - Шердор - оно получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва, в лучах восходящего солнечного лика. Название переводят как «имеющее львов» или «имеющее тигров». Сюжет, изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Республики Узбекистан.

На протяжении почти трёх веков медресе Шердор было достаточно известным в исламском мире образовательным учреждением, хотя по престижу они и уступало как столичным образовательным учреждениям, так и медресе Улугбека. Несмотря на внушительные размеры, в медресе единовременно могли учиться чуть более сорока человек. Среди самых известных его выпускников можно назвать известного татарского богослова, шейха суфийского братства Накшбанди, философа и историка Шигабутдина Марджани.

На протяжении своего существования медресе Шердор пережило несколько землетрясений, самые разрушительные из которых произошли в начале и в конце XIX века. Здание выстояло, но всё же было значительно повреждено: сильно деформировался свод его главного портала, во многих местах обвалилась облицовка, покосились минареты. В начале 20-х годов XX века постановлением органов Советской власти преподавание в медресе было прекращено. Здание было национализировано и в 1924 году в нём начались реставрационные работы. Были отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана главного портала, разобран и заново переложен его деформировавшийся свод, переложены купола и своды худжр, восстановлена облицовка фасадов медресе. В конце 50-х годов XX века на территории медресе были проведены археологические изыскания, после чего начался новый этап реставрации. В 1960-1962 годах были отремонтированы минареты медресе, а в 1962 году по проекту художника В. Н. Горохова и архитектора А. И. Фрейтаг была восстановлена мозаика тимпана над аркой главного портала.

Медресе Шердор построено в традициях среднеазиатской средневековой архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное в плане здание общей площадью 70х57 метров. Главный фасад выделен мощным входным порталом – пештаком - со стрельчатой аркой, высота которого составляет 31,5 метра. Углы здания по главному фасаду фланкированы минаретами высотой 31 метр, увенчанными сталактитовыми карнизами. Восточные наружные углы медресе выполнены в виде трехчетвертных башен, возведённых в уровень с высотой стен. Просторный вымощенный крупной брусчаткой из чупанатинского сланца четырёхайванный двор медресе размером 30х38 метров окружён по периметру двумя ярусами худжр. Все 48 худжр однокомнатные. В углах двора располагаются аудитории для занятий студентов - дарсханы. По главному фасаду дарсханы перекрыты рубчатыми сфероконическими куполами на высоких барабанах, украшенными бирюзовой плиткой. Правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в гурхану. Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. Левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети. Интересно архитектурное исполнение боковых айванов: их ниши имеют свод в виде многогранного полукупола.

В декоративном оформлении медресе широко использованы наборы из глазурованных кирпичей, майолика и кашинная мозаика. В декоре наружных фасадов преобладают сложные геометрические узоры - гирихи, рассчитанные на восприятие издалека. На фризах минаретов и барабанах куполов имеются эпиграфические орнаменты. Уникальна майоликовая мозаика тимпана главного портала, которая относится к числу редчайших произведений исламского искусства. Богато украшены тимпаны арок худжр. Вьющиеся стебли с пышными бутонами и цветами образуют ажурный узор. Примечательны мозаичные панно в нише западного айвана: пышные букеты цветов в фигурных вазонах символизируют древо жизни. Во внутреннем убранстве здания особенно интересна декоративная отделка купольного помещения дарсханы. Её стены и своды расписаны в технике кундаль мелким многоцветным растительным узором, а роспись купола и сводов образует сложные арабесковые медальоны.

Рамка, в которой в две строчки размещен текст "ЎЗБЕКИСТОН СЎМИНИ ҚАЛБАКИЛАШТИРИШ ҚОНУНГА МУВОФИҚ ТАЪҚИБ ҚИЛИНАДИ" ("Подделка билетов Банка Республики Узбекистан преследуется по статье уголовного кодекса").

Комментарий:

Современный сум введен в обращение в соотношении 1 сум = 1000 сум-купонов с 1 июля 1994 года Указом Президента Узбекистана № УП-870 от 16 июня 1994 г. "О введении в обращение национальной валюты Республики Узбекистан", в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года № 952-XII. С 1 августа 1994 года сум является единственным законным платёжным средством на территории Республики Узбекистан.