header Notes Collection
наверх

200 Рублей 2017, Россия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 270
Годы выпуска: 12.10.2017
Тираж:
Подписи: no signature
Серия: Выпуск 2017 года
Образец от: 2017
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 150 х 65
Печатный двор: Goznak, Пермская печатная фабрика- филиал ФГУП "Гознак", Пермь

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

200 Рублей 2017

Описание

Водяной знак:

watermark

Памятник затопленным кораблям в Севастополе, волны и номинал "200" (справа) и надпись "Россия" (слева).

Аверс:

200 Рублей 2017

monument

На первом плане - памятник затопленным кораблям, штормовая волна, чайки – монумент в Севастопольской бухте. Сооружен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя эстонским скульптором академиком А.Г. Адамсоном, архитектором В.А. Фельдманом и военным инженером О-Ф.И. Энбергом.

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, "чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь" (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты "Сизополь", "Флора", корабли "Уриил", "Три Святителя", "Силистрия", "Селафаил", "Варна". После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре - декабре дополнительно были затоплены корабль "Гавриил", купеческое судно и корвет "Пилад". В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды - было затоплено ещё шесть судов: корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав", фрегаты "Кагул", "Мессемврия", "Мидия". 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, 9-метровую искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла - щит с рельефным изображением Святого Георгия - Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу - подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число "1854", на правом - "1855". На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника - 16,7 метров, высота колонны - 7,1 метра, средний диаметр колонны - 0,95 метра, размах крыльев орла - 2,67 метров.

grafskaja pristan grafskaja pristan

Справа и слева - пропилеи Графской пристани в Севастополе.

Графская пристань - памятник истории и архитектуры в Севастополе, пристань для катеров, которая широкой и торжественной лестницей отделена от площади Нахимова колоннадой. Находится на западном берегу Южной бухты. Это своеобразная эмблема Севастополя и, по сути, была одной из первых построек в городе.

С Графской пристани открывается чудесный вид на Севастопольскую бухту. Напротив пристани - Павловский мысок. Слева, по ту сторону Северной бухты, раскинулась Северная сторона. На Северной стороне бухты виднеются Константиновский (у входа в бухту) и Михайловский форты.

Пристань обязана названием графу М. И. Войновичу, который в 1786-1790 годах командовал эскадрой Черноморским флота и имел обыкновение сходить на берег именно у этой пристани.

Официальные названия не прижились, хотя их и пытались ввести. В честь приезда императрицы она была названа Екатерининской, в 1925 году Екатерининскую пристань переименовали в пристань III Интернационала. Однако севастопольцы упорно продолжали называть пристань Графской. В 1990 г. ей вернули историческое название.

И дело тут не в каких-то заслугах графа, не в личных его качествах. Просто этот адмирал-вельможа был первым, кто пользовался пристанью, - сказалась сила традиции. Графская пристань - главный парадный причал Севастополя. Она и строилась с таким расчётом. Четырьмя пологими маршами поднимается к портику лестница, два изящных павильона в стиле русского классицизма (их портят, к сожалению, позднейшие пристройки, которые следует снести), террасы на каменных подпорных стенах - всё это делает лицо пристани строгим, торжественным.

От площади Нахимова лестницу отделяет колоннада, образуя своеобразный парадный вход - пропилеи - два небольших квадратных павильона, без окон, с пилястрами по углам и двумя экседрами на фасадах, павильоны соединены двумя рядами каннелюрованных (с вертикальными бороздами) дорический колонн по шесть в ряду, которые поддерживают архитрав (камень, перекрывающий пролет между колоннами). Строгий фриз (каменная полоса над архитравом) лишён каких-либо украшений, кроме чередования триглифов (камни над осями колонн) и гладких метоп (промежутки между триглифами), а над фризом - простой карниз с невысоким парапетом. Венчает сооружение так называемы аттик (более высокий парапет), на нём выбита дата постройки - 1846.

Облик Графской величав и классически благороден. Эффект достигнут простыми приёмами - правильно найденными пропорциями, соразмерностью как отдельных деталей, так и входящих в комплекс элементов.

Обычная деревянная пристань появилась здесь в 1783 г. одновременно с первыми городскими и портовыми постройками. В 30-е годы XIX в. возникла необходимость заменить деревянные ступени пристани каменными.

М. П. Лазарев, находясь в должности главного командира Черноморского флота и портов, а также военного губернатора Николаева и Севастополя, составил предложения по улучшению Графской пристани. Предполагалось соорудить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы ступени, ведущие к морю, и украсила пристань. Проект был выполнен военным инженером Д. Уптоном в 1837 г. и представлен Николаю I, который, утверждая проект, отверг лучшую часть ансамбля - колоннадную галерею. Преобразование пристани началось со строительства двух павильонов по сторонам лестницы. Однако М. П. Лазарев не оставлял надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно обращаясь к царю за разрешением. Наконец в 1844 г. оно было получено, и через два года строительство пристани завершилось.

Как и было задумало Лазаревым, пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки - 1846 г.

По обеим сторонам пристани по проекту инженер-капитана Роде построены одноэтажные каменные караульные домики, сохранившиеся до наших дней. В нишах колоннады, обращенных к морю, сохранились две античные статуи каррарского мрамора (вначале их было четыре) итальянского скульптора Фернандо Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают ансамбль лестницы у спуска к морю. Высота колоннады - 6,5 м., длина - 18,2 м., ширина - 2,8 м..

В период первой обороны Севастополя через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани, что вызвало взрыв и значительные разрушения.

Пострадавшая во время Великой Отечественной, пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В. М. Артюхова и инженера А. И. Михайленко, выполнили капитальный ремонт лестницы. В 1987-1988 годах реставрировали колоннаду Графской пристани. Проект и технологию разработал институт «Укрпроектреставрация». Реставрационные работы выполнили специалисты Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя УССР. Реставрацию пилонов и очистку мраморных скульптур произвела бригада известного на Украине реставратора Е. И. Бартана. Симферопольская бригада лепщиков В. Т. Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн.

Графская пристань Севастополя известна не только своими художественными достоинствами, она связана с важнейшими историческими событиями города. О них повествуют многочисленные мемориальные доски из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады. Здесь побывали все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Павла I).

Первая напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом П. С. Нахимовым после Синопской победы.

Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 15 ноября 1905 года лейтенант П. П. Шмидт отбыл на крейсер "Очаков", чтобы принять командование восставшими кораблями флота, а весной 1917 года на пристань доставили останки руководителей этого восстания, расстрелянных на острове Березань.

Третья табличка установлена в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани "В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 года", около 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров, которые вынуждены были покинуть Россию после разгрома крымской армии генерал-лейтенанта П. Н. Врангеля.

В радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, над колоннадой Графской пристани взвился Военно-морской флаг. Мемориальная доска сообщает об этом событии: "9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружён военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков".

Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер "Червона Україна". Мемориальная плита гласит: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина"". 31 октября 1941 года крейсер встал на артиллерийскую позицию, 12 ноября немецкие самолеты атаковали крейсер, в корабль попало шесть бомб и, несмотря на действия экипажа, почти через сутки крейсер погиб.

god monument

Слева, на Графской пристани, видна статуя античного бога.

Еще на заре своего существования пристань, позже названная Графской, получила четыре пологих гранитных марша, которые согласно первоначальной инициативе адмирала Лазарева были значительно удлинены и получили в северной части террасу с караульным домиком да въезд для конных упряжей (1834).

Через три года по инициативе князя Меншикова терраса получила зеркальное отражение караульного домика, выполненного в виде рустованного пилона русского классицизма с фронтальными нишами, где были установлены мраморные статуи античных богов (на текущий момент сохранились лишь две из них, со стороны Южной бухты) и пилястрами по углам. (jalita.com)

Слева, сверху, лого банка России.

Эскиз временной эмблемы России (с 14 сентября 1917 года - Российской республики) был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут и И. Я. Билибин. Считая, что новую эмблему российского государства может утвердить только Учредительное собрание, они предложили использовать в качестве временной эмблемы двуглавого орла эпохи Ивана III без атрибутов царской власти.

Рисунок эмблемы, исполненный И. Я. Билибиным, был утверждён председателем Временного правительства князем Г. Е. Львовым и министром иностранных дел П. Н. Милюковым как образец для печати. Хотя официально эмблема так и не была утверждена, она имела хождение до принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, которой вводился герб нового государства. На территории, контролировавшейся белыми силами, эта эмблема использовалась и позднее - в частности, она присутствовала на банкнотах, выпускавшихся Уфимской Директорией.

Номиналы цифрами слева, внизу и справа, сверху. Прописью - справа, внизу.

Реверс:

200 Рублей 2017

grapes

Справа - виноградные лозы (чёрный виноград) и карта полуострова Крым.

Еще век назад бархатный сезон на побережье Черного моря носил иное название – "на виноград", поскольку основная часть сбора урожая приходилась именно на этот временной промежуток, а Крым славится своими виноградниками на протяжении не одного столетия.

Виноград, сорта в Крыму которого считаются наиболее распространенными, созревает в среднем не раньше последней декады июля, ближе к августу. Выращиваются как технические, идущие на приготовление вин, соков, изюма, так и столовые сорта. Последние нашли свое распространение почти во всех природных зонах Крымского полуострова, кроме горных. (www.perekop.info)

Χερσόνησος Χερσόνησος

В центре и левее центра банкноты - Херсонес.

На банкноте - руины Херсонеса, вдали виден Херсонесский колокол (читайте ниже).

Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος: "полуостров"; укр. Херсонес Таврійський; в византийское время - Херсон, в генуэзский период - Сарсона, в летописях Древней Руси - Корсунь) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Единственный античный полис Cеверного причерноморья, городская жизнь в котором непрерывно поддерживалась вплоть до конца XIV века.

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником.

Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако с 2014 года мониторинг сохранности музея-заповедника со стороны ЮНЕСКО не проводится, поскольку организация не признаёт, что он находится под юрисдикцией России. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является особо ценным объектом культурного наследия федерального значения, на Украине - памятником культурного наследия национального значения.

Chersonesos Bell

Вдали, под аркой, виден Херсонесский колокол.

Херсонесский колокол - памятник истории города Севастополя, расположенный в Карантинной бухте Херсонеса.

Херсонесский колокол весит 351 пуд (5616 кг.). По другим данным вес колокола — около 150 пудов (2450 кг.).

На колоколе едва различима надпись вязью, текст сохранился не полностью:

"Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа".

Табличка на одном из пилонов колокола сегодня гласит:

"Колокол отлит в Таганроге в 1778 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нём изображены покровители моряков - св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где и находился до 1913 г. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол."

В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853-1856 годов союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев.

В 1913 году русский колокол был обнаружен висящим в знаменитом соборе Парижской Богоматери, причем, похоже, уже никто не помнил, как он там оказался. Об этом стало известно французскому вице-консулу в Севастополе Л. А. Ге, который предложил вернуть колокол. Приближалась первая мировая война, Франция была кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и 23 ноября (6 декабря) "колокол-пленник" прибыл в Севастополь и был поднят на звонницу Херсонесского монастыря (не сохранилась, находилась рядом с Владимирским собором). В письме к Л. А. Ге президент Франции Р. Пуанкаре написал, что он возвращает колокол России в «знак союза и дружбы». Русское правительство в свою очередь наградило французского консула орденом св. Владимира 4-й степени.

Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом. В деле о возвращении колокола из Франции имеется его подробное описание, где говорится, что колокол "имеет изображения: на одной стороне - св. Николая, а на другой - неизвестного святого, стоящего на луне". Также в этих документах приводится текст надписи на колоколе, который уже в то время был частично утрачен: "Сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганро (в Таганроге). Из турецкой артиллерии весом… пуд 1776 года месяца августа… числа".

Не все исследователи согласны с романтической историей происхождения колокола. Согласно архивным данным, он был отлит примерно в 1890 году, незадолго перед завершением строительства собора. Своё место на берегу моря он занял в 1925 году, когда монастырские здания и собор превратились в служебные и выставочные помещения созданного в том же году музея, а колокол был превращен в звуковой маяк. После Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, маячные обязанности с Херсонесского колокола были сняты, и он превратился в ещё один памятник истории города Севастополя.

В 1960-х годах колокол лишили языка. Вновь он смог зазвучать лишь 5 мая 2002 года, во время первой Пасхальной службы в восстановленном Владимирском соборе. В конце 2000-х язык колокола был заперт замком, чтобы туристы не звонили колоколом.

Chersonesos mosaic

Также на банкноте присуствует мозаика, в Византийском храме Херсонеса, VI века нашей эры.

На мозаике изображен голубь - символ святого духа и души человеческой (птицы заключены в круглые медальоны).

Номиналы цифрами слева сверху и справа внизу. Прописью внизу.

Комментарий:

При создании выпущенных в 2017 году банкнот в 200 рублей и 2000 рублей использовался шрифт Segoe Ui от Microsoft.

Национальный банк Украины с 17 октября 2017 года запретил операции с этой банкнотой в банках, иных финансовых учреждениях и почтовых отделениях на территории Украины. Этот запрет распространяется также на выпущенную в 2015 году памятную банкноту номиналом 100 рублей, посвящённую принятию в Российскую Федерацию Республики Крым и образованию в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также памятные монеты Банка России, посвящённые Крыму и Севастополю.

Perm

Банкноты печатали в Перми. (Комсомольская правда)