header Notes Collection
наверх

200 Толаров 1992, Словения

Каталог Краузе (Пика) Номер: 15a
Годы выпуска: 22.02.1993
Тираж:
Подписи: Guverner: France Arhar, Član Sveta Banke: Jurij Kleindienst
Серия: Выпуск 1992 года
Образец от: 15.01.1992
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 144 x 72
Печатный двор: De la Rue currency,Gateshead

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

200 Толаров 1992

Описание

Водяной знак:

watermark

Якоб Галлус.

Аверс:

200 Толаров 1992

Jacobus Gallus

Якоб Галлус (настоящее имя и фамилия - Якоб Петелин), известен также как лат. Jacobus Gallus Carniolus, Jacob(us) Handl, Jacob(us) Händl, Jacob(us) Gallus , словен. Jakob Petelin Kranjski; между 15 апреля и 31 июля 1550, Рибница - 18 июля 1591, Прага) - словенский композитор эпохи Ренессанса, автор духовной музыки.

Петелин в свободной трактовке означает петух - Handl, Händl и Gallus по немецки и на латинском. Использовал латинскую форму своего имени, к которой добавлял Carniolus, указывающее на место происхождения - Краина в Словении.

Образование получил, по-видимому, в одном из цистерцианских монастырей в Краине. В 1564-1566 путешествовал по Австрии.

В 1574-1575 был певцом в Венской придворной капелле. После 1575 служил в цистерцианских монастырях Австрии, Богемии, Моравии, Южной Силезии.

В 1580-1585 годах - руководитель хора у епископа Оломоуцкого, в 1585 - капельмейстер (возможно, регент (дирижёр)) и органист собора св. Яна в Праге.

Композицией начал заниматься около 1575 г. Наибольшее значение среди его сочинений имеют мотеты ("Opus musicum harmoniarum", 1586-1590, содержит 374 мотета для всех литургических праздников). В некоторых из них проявляется связь со словенской народной песенностью.

Широкую популярность завоевали мадригалы Я. Галлуса. Он был мастером как гомофонного, так и полифонического стиля. В своих произведениях сочетал полифонический стиль франко-фламандской школы позднего Возрождения со стилем венецианской школы рубежа XVI и XVII века.

Представитель течения контрреформации в чешской музыке.

Автор как сакральной, так светской музыки и, так называемых, пародийных месс.

Считается плодовитым композитором, которому приписывают более 500 композиций, в том числе, хоровых сочинений.

Творчество Я. Галлуса сыграло важную роль в становлении музыкальной культуры эпохи Возрождения.

Positiv

В левой части банкноты изображение одного из немецких оганов-позитивов конца XVI - начала XVII веков.

Позитив, орган-позитив (нем. Positiv, фр. orgue positif, от лат. ponere ставить, размещать) - небольшой передвижной орган, получивший распространение в Европе в XIV-XVI вв.

Позитив располагал, как правило, одним мануалом с одним или несколькими лабиальными регистрами, без педали. Клавиши позитива меньшего размера, нежели на большом органе, что способствовало развитию пальцевой техники и стимулировало развитие более разнообразной и виртуозной музыки для этого инструмента.

Позитив стал прототипом многочисленных домашних (иначе называемых "салонными" или "камерными") органов, которые приобрели популярность в Европе в XVII-XIX вв. В России генетически связанный с позитивом вид небольшого органа был известен под названием "арган сундушный".

Реконструкции позитивов ныне широко используются музыкантами-аутентистами, например, для сопровождения basso continuo вокальных и инструментальных ансамблей.

Номинал цифрой внизу и в правом верхнем углу. Прописью в центре.

Реверс:

200 Толаров 1992

Slovenska filharmonija

Слева - Здание словенской филармонии, в Любляне (Slovenska filharmonija).

Здание Филармонии, выходящее фасадом на восточную часть площади, построено в 1888-1891 годах на месте первого словенского театра, сооруженного еще в XVIII столетии и сгоревшего в пожаре. Еще в 1701 году в Любляне была создана "Academia philarmonicorum" - Филармоническая академия, предшественница нынешней Словенской филармонии. Ее почетными членами являлись Бетховен, Паганини, Брамс, Гайдн, а прославленный дирижер Густав Малер в течение целого года (1881-1882) руководил тогдашним Люблянским Провинциальным Театром.

Музыкальные традиции на словенской земле имеют давние корни. Словенский музыкант Ю. Слатконья (1456-1522) стал организатором и руководителем венской придворной капеллы, а словенец Й. Петелин-Галлус (1550-1591) создал хоровой стиль "а капелла", ознаменовавший в европейской музыке переход от полифонии (многоголосия) к гомофонии (многоголосия с выделением одного голоса). Сегодня Любляна славится двумя своими симфоническими оркестрами (Словенской филармонии и РТВ Словения) и целым рядом первоклассных исполнителей. А наиболее популярным и массовым видом народного музыкального творчества является хоровое пение. В стране сегодня насчитывается 850 взрослых и 120 молодежных любительских хоров, а на ежегодных праздниках песни в Шентвиде у Стичны собирается несколько тысяч певцов. (thelib.ru)

В центре, сверху - нотный стан.

На банкноте - Якоб Петелин, фрагмент мотета из "Harmoniae Morales" (для четырёх голосов), партия для тенора (Liber III. — XLI. Quid).

Номинал цифрой внизу и в правом верхнем углу. Прописью в центре.

Комментарий:

Дизайнер банкноты: Миленко Ликул (Miljenko Licul) и соавторы.

Художник портрета: Руди Шпанзель (Rudi Španzel).

Банкнота напечатана на бумаге, произведённой в городке Радече, Словения (Radeče).