header Notes Collection
наверх

100 Толаров 1992, Словения

Каталог Краузе (Пика) Номер: 14
Годы выпуска: 30.09.1992
Тираж:
Подписи: Guverner: France Arhar, Član Sveta Banke: Janez Košak
Серия: Выпуск 1992 года
Образец от: 15.01.1992
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 138 x 69
Печатный двор: De la Rue currency,Gateshead

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

100 Толаров 1992

Описание

Водяной знак:

watermark

Рихард Якопич.

Аверс:

100 Толаров 1992

Rihard Jakopič

Рихард Якопич (словен. Rihard Jakopič; 12 апреля 1869, Краково (Любляна) - 21 апреля 1943, Любляна) - словенский художник, один из четырёх (наряду с Иваном Грохаром, Матией Ямой и Матеем Стерненом) крупнейших представителей словенского импрессионизма, игравший в этом движении лидирующую роль.

Родился в предместье Любляны, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю, в семье богатого купца. Учился в школе в Любляне, затем полностью посвятил себя занятиям живописью. В 1887 году поступил в Академию изобразительных искусств в Вене. Проучился там два года, затем переехал в Мюнхен и поступил в академию художеств. После двух семестров он остался недоволен системой обучения и в 1891 году поступил в художественную школу, только что основанную словенским художником Антоном Ажбе. Эта школа фактически собирала всех талантливых студентов живописи словенского происхождения, так как возможностей для обучения в самой Словении они не имели. В кругу Ажбе Якопич познакомился к поступившими в школу позже него Ямой, Грохаром и Стерненом. Якопич проучился в школе Ажбе два года, но сохранял близкие отношения с Ажбе и каждую зиму приезжал в Мюнхен вплоть до смерти последнего в 1905 году. С 1892 года каждое лето он проводил в Словении.

С самого возникновения группы словенских импрессионистов Якопич играл в ней ведущую роль. Впервые четыре художника выставлялись вместе на первой Выставке словенского искусства в Любляне в 1900 году. После этого Якопич и Яма стали регулярно писать на пленэре в деревне Странска-Вас. В 1902 году на второй Выставке словенского искусства импрессионисты вчетвером выступили как консолидированная группа, но не имели успеха у публики и критики. В дальнейшем они выставлялись в основном за пределами Словении. В 1904 году выставка в Вене имела огромный успех, не только у художественной критики, но и у словенского литературного движения во главе с Иваном Цанкаром и Отоном Жупанчичем. После этой выставки Якопич, Грохар, Яма и Стернен формально объединились в группу, которую назвали "Свободное сообщество группы художников Сава". До начала Первой мировой войны они выставлялись под этим названием: в 1904 году в Белграде, 1906 - в Софии, 1907 - в Триесте, 1908 - в Загребе, Варшаве и Кракове, в 1911 - в Риме.

С лета 1902 по ноябрь 1908 года Якопич жил в городе Шкофья-Лока в центральной Словении, где к нему присоединились Грохар и Стернен. Все трое ежедневно занимались пленэрной живописью и ежедневно встречались в кафе, обсуждая картины и читая журналы "Simplizissimus" и "Jugend". Шкофья-Лока играет в истории словенской живописи примерно ту же роль, что Барбизон - в истории живописи французской.

В ноябре 1906 года Якопич переехал в Любляну и поселился по адресу Нови-Трг, 2, где и жил до своей смерти в 1943 году. В 1906 году он и Стернен основали частную художественную школу в Любляне, однако в скором времени группа импрессионистов начала распадаться, Яма уехал за границу, Стернен отдалился от группы и в 1907 году оставил художественную школу, и лишь Грохар оставался до своей смерти в 1911 году близок Якопичу. В 1908 году Якопич построил выставочный павильон в Любляне (снесён в 1961 году), в надежде вырастить новое поколение словенских художников. Хотя группа "Сава" пережила некоторый подъём после Первой мировой войны, с выставками вплоть до 1922 года, в середине 1920-х годов она распалась окончательно, после чего явление словенского импрессионизма перестало существовать.

Левее центра - палитра художника и две кисти. На заднем плане - разноцветный узор красок.

Номинал цифрой внизу и в правом верхнем углу. Прописью в центре.

Реверс:

100 Толаров 1992

Study of the Sun

В левой части банкноты показаны элементы картины Якопича "Изучение солнца" ("Study of the Sun"), 1905 год.

Jakopič Pavilion

В центре - Зда­ние павильона Якопича.

Павильон Якопича (словенский: Jakopičev paviljon) был художественной галереей в Любляне, первой, специально созданной, для экспозиции художественной выставки на территории современной Словении. Он был построен в 1908 году художником Рихардом Якопичем по планам архитектора Макса Фабиани. Павильон стоял в начале проспекта Латтермана, в парке Тиволи. До Второй мировой войны это была центральная выставочная площадка словенских визуальных художников, представляющая выставки живописи, скульптуры и фотографии.

Якопич финансировал строительство здания за свой счет, потому что он был убежден, что художник нуждается в постоянном контакте с общественностью. Фабиани подготовил план для него, и город Любляна арендовал ему усадьбу, по символической цене.

Павильон был построен в стиле венского сецессиона. У него было фойе с большим залом, с левой стороны - помещение для постоянных выставок и небольшая студия, а справа - школа рисования.

Здание было торжественно открыто 12 июня 1909 года, на 3-ей словенской художественной выставке, в которой было представлено 172 картины и 20 статуй 22 художников. В следующем году Якопич организовал обзорную выставку под названием "80 лет визуальных искусств в словенских землях".

Из-за нехватки денег павильон был куплен в 1923 году городом, который передал его Национальной галерее Словении. В 1954 году он был отремонтирован.

В декабре 1961 года и январе 1962 года павильон был, несмотря на многочисленные протесты, снесён, из-за строительства железнодорожной линии Любляна-Сежана. Это оставило дело Яакопича без его штаб-квартиры. В 1962 году институт Якопича был переименован в Люблянский городской художественный музей, а строительство нового здания штаб-квартиры началось на Городской площади номер 5.

Номинал цифрой внизу и в правом верхнем углу. Прописью в центре.

Комментарий:

Дизайнер банкноты: Миленко Ликул (Miljenko Licul) и соавторы.

Художник портрета: Руди Шпанзель (Rudi Španzel).

Банкнота напечатана на бумаге, произведённой в городке Радече, Словения (Radeče).