header Notes Collection
наверх

20 Рублей 2009, Республика Беларусь

Номер по каталогу неизвестен -
Годы выпуска: 01.07.2016
Тираж: 10 000 000
Подписи: Старшыня праўлення Нацыянальнага банка: Пётр Пятровіч Пракаповіч (03.1998 - 07.2011)
Серия: Мая краіна - Беларусь
Образец от: 2009
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 143 x 72
Печатный двор: De la Rue currency,Loughton

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

20 Рублей 2009

Описание

Водяной знак:

WatermarkВодяной знак - Центральная часть входа в Дворец Румянцевых и Паскевичей в г. Гомеле и краеугольные камни. О дворце читайте описание аверса!

Аверс:

20 Рублей 2009

На банкноте - Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле, башня с часами - пристроенная с юга к дворцу, вазон - на территории парка дворца, слева - стилизованное окно со второго этажа дворца (6 ячеек).

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009В центре изображение дворца Румянцевых и Паскевичей в Гомеле. На банккноте использован более ранний вид дворца, так как на нём отсутствуют портики и скульптуры над входом, а также герб на куполе.

Дворец Румянцевых и Паскевичей (Палац Румянцавых і Паскевічаў) - памятник архитектуры XVIII-XIX веков, главная достопримечательность города Гомеля, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу и др.

Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.

10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.

Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Непосредственно процессом возведения дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его Карл Бланк.

Одним из источников вдохновения для архитекторов была вилла Ротонда знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио.

Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства. Он представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Композиционным центром дворца стал квадратный зал с куполом.

Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера - четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.

На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором - жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын - известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.

Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора, Никольского храма в Волотове и первой в России ланкастерской школы.

20 Рублей 2009В ходе перепланировки и реконструкции дворца, которая прошла с 1800 по 1805 годы, Кларк соединил служебные флигели с главным зданием галереями, украшенными портиками ионического ордера.

Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.

В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П.А. Румянцева - Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал замок в залог, а в 1834 - продал его в казну.

В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём в 1837-1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Перестройку дворца Идзковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера.

Идзковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменен фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того он пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи.

Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти.

В 1842-1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.

Последние владельцы усадьбы - сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После отказа от предложения сына родственника Румянцевых графа Андрея Васильевича Рубана о покупке дворца за 1500000 мл. рублей дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.

Пострадавший во время Великой Отечественной войны дворец был восстановлен после победы и в нём разместились музей и Дворец пионеров. Во второй половине 1990-х годов он был полностью передан музею.

В 1995 году было принято решение о проведении реставрационных работ, в результате которых были воссозданы интерьеры комнат дворца XVIII-XIX веков.

В 1996 году в парке напротив дворца был установлен памятник Николаю Румянцеву работы скульптора Н. А. Рыженкова На памятнике Румянцев запечатлён с планом перестройки города, на котором крестом отмечен будущий Петропавловский собор. Памятник украшает герб рода Румянцевых с девизом "Не только оружием".

В январе 2007 года на фронтоне дворца были установлены шесть античных скульптур, которые появились после реконструкции дворца при Иване Паскевиче, проведённой Адамом Идзковским, были убраны в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича, а затем пропали в период войн. Скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из мраморной крошки, белого цемента и кварцевого песка, весят 1000-1300 килограмм. Автор статуй - белорусский скульптор Виктор Смоляр.

Коллекция музея постоянно пополняется. В частности, в 2009 году музейную коллекцию пополнили около 2000 предметов.

В 2010 году во дворце открылись реставрационные мастерские.

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009Справа, сверху - башня с часами.

Южный флигель дворца был разобран до основания - на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.

И ещё немного о часах башни, которая изображена на банкноте.

Часы на башне дворца Румянцевых-Паскевичей, конечно, не дотягивают до известности часов башни Биг-Бена Вестминстерского дворца в Лондоне, но по-своему являются одной из достопримечательностей Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Часы, тогда механические, были установлены во времена, когда хозяином дворца был Фёдор Паскевич. Циферблат был белого цвета с чёрными римскими цифрами на нём. Мелодия, которую они играли, неизвестна, возможно, её не было вообще, а вот заводили их, по одной из версий, внизу, не поднимаясь на башню. Хотя подтвердить это сейчас никто не может. До капитального ремонта часов в 2008 году они почти весь советский период играли мелодию "Люблю мой край, старонку гэту…". После ремонта уже электронные часы обрели вид начала XX века с белым циферблатом и римскими цифрами, сохранив один нюанс. Римская цифра IV написана, как и в дореволюционные времена, несколько необычно – IIII. Часы ныне приобрели не только прежний вид, но и суперсовременное швейцарское нутро. Монтаж швейцарского механизма, как и весь ремонт, был осуществлён работниками гомельского СКБ ОДО "Защита" при координационной помощи швейцарской стороны. Теперь часы настроены исполнять несколько мелодий песен времён боевых походов фельдмаршала Ивана Паскевича. (www.ilook.by).

20000 Rubel 2011 20000 Rubel 2011Справа, внизу - старый вазон на территории Дворца Румянцевых и Паскевичей, в Гомеле.

В Варшаве замечен интересный "вазончик". Взгляните на обе фотографии.

На первой изображена архитектурная форма, которую все вы, наверняка, видели на территории дворцово-паркового ансамбля, близ Дворца Румянцевых и Паскевичей. А вторая обнаружена в польской столице.

Видимо, не случайно они так похожи. Вспомним исторический факт: генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич, один из владельцев Гомельского имения, является светлейшим князем Варшавским. Этого титула он удостоен за подавление Ноябрьского восстания в Польше. Фото В. Гусев. (www.vgomele.by)

У верхнего края надпись: НАЦЫЯНАЛЬНЫЙ БАНК РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ. Чуть левее размещен год (2009) и подпись должностного лица – главы Правления Национального банка Республики Беларусь. Номинал обозначен цифрами в левом верхнем углу и в центре банкноты. Прописью вертикально у левого края и горизонтально в правом нижнем углу (ДВАЦЦАЦЬ РУБЛЁЎ).

Реверс:

20 Рублей 2009

Коллаж, посвящённый теме духовности (колокол, Туровское Евангелие, древний город Туров, фрагменты резьбы).

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009 20 Рублей 2009Центральный мотив - подзвонный колокол 1928 года Свято-Никольского женского монастыря в Могилёве, древняя резьба по дереву и городище древнего Турова.

Туров (белор. Тураў) - город в Житковичском районе Гомельской области, один из древнейших городов Белоруссии и столица Туровского княжества в XII-XIII вв. Располагается на Полесье на реке Припять в 25 км. к юго-западу от города и железнодорожной станции Житковичи, 258 км. от города Гомель.

Туров - политический, экономический и культурный центр дреговичей. Впервые город упомянут в 980 году в "Повести временных лет": "бе бо Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же Туровици прозвашаяся".

Город был основан на месте слияния рек Язды и Струмени, притоков Припяти, которая, в свою очередь, впадает в Днепр, ведущий к Чёрному морю. Такое географическое положение способствовало развитию города, так как через него проходил один из вариантов торгового пути «из варяг в греки».

В 1005 году князь Святополк в Турове основал храм по латинскому обряду. После брака Святополка на дочери польского князя Болеслава Храброго в Турове появился латинский епископ Райнберн, который во время пребывания в Турове носил епископский сан. При нём в Турове возникло епископство западного обряда.

В XI веке город стал одним из центров христианства. Тогда же здесь было создано так называемое Туровское евангелие - самая древняя книга, созданная на территории Белоруссии.

По пришествии в недалеко расположенный Киев династии Рюриковичей Туров стал управляться местной ветвью князей из этого рода (Турово-Пинское княжество). В этот период Туров являлся важным торговым центром Древнерусского государства (в основном из-за упомянутого торгового пути). В 1158 году Туров и Пинск были осаждены князьями во главе с киевским, осада продолжалась 10 недель (самая продолжительная в Древней Руси). В 1180-е годы из Туровского княжества выделилось самостоятельное Пинское княжество.

Благодаря стратегическому расположению, в Турове процветали всевозможные промыслы. Также город известен как родина древнерусского теолога и философа Кирилла Туровского (1130-1182), также в Турове жили святые Мартин и Лаврентий Туровские. В XII веке в Туровском княжестве действовало 2 монастыря и 85 церквей.

Около 1230 года в Турове землетрясением было разрушено городище, выявленное только в 1961 году.

В конце 1246 года состоялась битва с монголо-татарским войском на юге Беларуси, в том числе и в Турове. Во второй половине XIII века были сооружены каменные башни-столпы в Каменце, Бресте, Турове, Гродно и Новогрудке.

В 1320-1330 годы Турово-Пинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В конце XV века Туров - частное владение Михаила Глинского. В 1502 году разрушен татарами. После того, как Глинский был низложен и бежал в Московское княжество в 1508 году, город был конфискован и передан во владение князю Константину Острожскому, который занялась его восстановлением. Однако город был повторно разрушен татарами в 1521 году. Острожские управляли городом более века, пока он не был отдан в качестве выкупа за принцессу Сапегу. В 1648 году казацкие отряды под общим руководством Богдана Хмельницкого захватили Туров, после его освобождения правительственными войсками город был вновь захвачен в 1649 году при поддержке местных жителей.

В период постоянных войн с Московским княжеством, город несколько раз был разрушен, после чего так и не был полностью восстановлен. В 1667 году в Турове насчитывалось всего 111 домовладений, тогда как в 1648 году их было 401.

После Второго раздела Речи Посполитой, в 1793 году, Туров вошёл в состав Минской губернии России и оставался провинциальным городом на протяжении почти всего XIX века. "В историческом отношении древнейшим и замечательнейшим поселением надобно считать Туров, ныне незначительное, бедное местечко на правой стороне Припяти… В настоящее время Туров, кроме воспоминаний о минувшем величии, о значении его в историческом отношении, ничем особенным не замечателен". Так писал Адам Киркор в третьем томе "Живописной России", изданном в 1882 году.

Тем не менее, когда-то в Турове были деревянные тротуары, а в центральном парке играл духовой оркестр. Имелся свой аэродром, летали "кукурузники", действовал водный путь, по Припяти плавали теплоходы, можно было из Турова доплыть до Киева.

Еврейская община в Турове образовалась в XVI столетии. В XIX веке Туров входил в "черту оседлости". В 1897 году евреи насчитывали в Турове уже 2252 чел. из 4290 всех жителей или 52,3 % от всего населения города.

В 1852 году в Турове существовали два еврейских молитвенных дома и одна молитвенная школа, которые фактически являлись синагогами и были официально зарегистрированы в канцелярии минского губернатора. Синагоги (молитвенные дома) мирно сосуществовали с пятью православными храмами - Петропавловской, Преображенской, Свято-Кирилловской, Ильинской и кладбищенской - Всех Святых. Настоятелем первых двух служил священник Александр Гузаревич, а последних трех храмов - Антоний Вечерко.

Уже в конце XIX - нач. XX веков началась массовая эмиграция еврейского населения Белорусии в США:

"В 1905-1914 гг. свыше 800 чел., эмигрировавших в Соединенные Штаты Америки через пропускной пункт на острове Эллис в Нью-Йорке (Ellis Island), были отмечены с фамилией близкой к слову "Туров", большинство из которых прибыло из Белоруссии. Уроженцами Турова были предки журналиста Ицхака Турова (1855-1929 гг.), родившегося в Слуцке, педагога и литератора, доктора философии Нисана Турова (1887-1953 гг.) из Несвижа, конструктора путевых машин, доктора технических наук Ильи Туровского (1912 г.р.) из д. Воронцово Херсонской губернии, военачальника Семена Туровского (1895-1937 гг.) из Харькова, театроведа, сценариста и доктора искусствоведения Майи Туровской (1924 г.р.), члена-корреспондента Российской Академии Наук Евгения Турова (1924 г.р.) из Москвы и др."

В период Великой Отечественной войны из-за Холокоста, большая часть еврейского населения Белоруссии, в том числе и Турова была уничтожена.

В 1940 году Туров являлся районным центром в составе Полесской области. Летом 1941 года город был захвачен, а уже в октябре начала свою деятельность Туровская антифашистская организация. Город был освобожден 5 июля 1944 года. В 1962 году Туровский район, существовавший до того, был упразднен, Туров из города был переименован в поселок и вошёл в состав Житковичского района.

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009 20 Рублей 2009На заднем плане - Туровское Евангелие ("Туровские листки"; белор. Тураўскае Евангелле) - рукописное Евангелие-апракос, созданное в XI веке, текст написан кириллицей. Хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Туровское Евангелие является одним из древнейших памятников славянской письменности.

От рукописи сохранилось только 10 листов. Они были найдены в Турове, в 1865 году, в ящике из-под угля, двумя участниками организованной Виленским учебным округом археографической экспедиции - Н. И. Соколовым (сверхштатным учителем Виленского учебного округа), и В. В. Грязновым, учителем рисования 1-й Виленской гимназии. Рукопись поступила в Виленскую Публичную библиотеку, была изучена и издана. В 1868 году было выпущено хромолитографическое издание Евангелия, а в 1869 году в Вильне вышло исследование текста Туровского Евангелия, подготовленное П. А. Гильтебрандтом - "Туровское евангелие XI в.: 1. Краткое известие о Туровском евангелии; 2. Древний текст с современным насупротив и с отметами по Остромирову евангелию". В 1876 году И. И. Срезневский издал его в Санкт-Петербурге.

Рукопись написана уставом на пергамене каштановыми чернилами. Использованы листы размером около 22,2 см. в длину и 17,8 см. в ширину, разлинованные на 17-18 строк. В сохранившихся фрагментах имеются одиннадцать инициалов с буквами «О», «Р» и «В», раскрашенных синим, зелёным и красным. На двух листах сохранились две вкладные записи начала XVI века (1508 и 1513 годов) на земли туровской Преображенской церкви, дарованные ей князем Константином Острожским. Указанные вклады были подтверждены в 1731 и в 1790 годах, о чем на полях также были сделаны записи.

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009 20 Рублей 2009По всему полю банкноты и на полосе, внизу, - белорусский народный узор - триптих "Память предков".

Три декоративных панно объединены под общим названием "Память предков". В этих произведениях использованы архаические узоры белорусского народного орнамента, дошедшие до нас из глубин древней языческой культуры и несущие в себе скрытую информацию о жизни наших предков, их представлениях об окружающем мире и взаимоотношениях с ним. Из этих узоров складываются основные изображения: символы предков, семьи, ребёнка. Этим орнаментальным знакам приписывали магическую силу, которая помогала жить в согласии с природой, защищала от злых сил и способствовала счастливой жизни и благополучию. (skarbnica.by)

Номинал обозначен цифрой в правом верхнем углу; цифрой и прописью (20 РУБЛЁЎ) в нижнем левом углу. Серия и номер банкноты обозначены у левого края (вертикальная ориентация с нарастающим кеглем, черный цвет) и внизу справа (горизонтальная ориентация, нарастающий кегль, черный или коричневый цвет (в зависимости от разновидности).

Комментарий:

20 рублей образца 2009 года с подписью П.П. Прокоповича выпускались в 11 обиходных сериях: СА, СВ, СЕ, СН, СІ, СК, СМ, СР, СТ, СХ, ХХ. Серия ХХ является специальной серией банкнот замещения. Помимо обиходных серий, выпущена серия СС, использованная для банкнот, входящих в набор памятных банкнот “Мая краiна - Беларусь” (тираж 1000 экз.). Все обиходные серии начали поступать в обращение с 1 июля 2016 года. (belbonistika.com)

20 Рублей 2009 20 Рублей 2009В настоящее время существует две разновидности банкноты 20 рублей образца 2009 года с подписью П.П. Прокоповича. Различаются они особенностями скрытого (латентного) изображения на лицевой стороне и цветом горизонтального (нижнего) номера. У одной разновидности волны на скрытом изображении широкие (их 20 штук, если считать по левому краю) и номер коричневого цвета (серии СН, СК, СМ, СТ), у второй разновидности волны на скрытом изображении узкие (их 25 штуки, если считать по левому краю), номер черного цвета (серии СС, СІ, СР, СХ, ХХ).