header Notes Collection
наверх

100 Рублей 2015, Россия

Номер по каталогу неизвестен -
Годы выпуска: 23.12.2015
Тираж: 20000000
Подписи: no signature
Серия: Без серии
Образец от: 23.12.2015
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 150 х 65
Печатный двор: Goznak, Краснокамская бумажная фабрика - филиал ФГУП "Гознак", Краснокамск, Пермский край

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

100 Рублей 2015

Описание

Водяной знак:

100 Рублей 2015 100 Рублей 2015

Екатерина II Алексеевна Великая - российская императрица с 1762 по 1796 год. При Екатерине II произошло утверждение России на Черном море и освоение новых районов на юге России. Манифестом от 8 апреля (21 апреля) 1783 года Екатерина II закрепила присоединение к Российской империи Крымского полуострова: "…взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону". Менее чем через год указом от 10 февраля (23 февраля) 1784 года повелела устроить "Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение". Прообразом водяного знака банкноты послужил портрет Екатерины II в профиль работы датского живописца В. Эриксена, хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Аверс:

100 Рублей 2015

Эта сторона посвящена Севастополю:

100 Рублей 2015

На первом плане - памятник затопленным кораблям – монумент в Севастопольской бухте. Сооружен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя эстонским скульптором академиком А.Г. Адамсоном, архитектором В.А. Фельдманом и военным инженером О-Ф.И. Энбергом.

Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, "чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь" (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты "Сизополь", "Флора", корабли "Уриил", "Три Святителя", "Силистрия", "Селафаил", "Варна". После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре - декабре дополнительно были затоплены корабль "Гавриил", купеческое судно и корвет "Пилад". В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды - было затоплено ещё шесть судов: корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав", фрегаты "Кагул", "Мессемврия", "Мидия". 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.

Монумент представляет из себя стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, 9-метровую искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла - щит с рельефным изображением Святого Георгия - Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу - подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число "1854", на правом - "1855". На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Раньше со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Общая высота памятника - 16,7 метров, высота колонны - 7,1 метра, средний диаметр колонны - 0,95 метра, размах крыльев орла - 2,67 метров.

100 Рублей 2015

На заднем плане, сверху, картина Ивана Константиновича Айвазовского "Русская эскадра на Севастопольском рейде" - живописное полотно, написанное по императорскому заказу в первой половине 1846 года. На холсте запечатлено значимое историческое событие - прибытие Николая I в Севастополь в 1845 году для высочайшей инспекции города и Черноморского флота. Произведение выполнено маслом на холсте, размер: 121x191 см. Работа хранится в Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербурге.

Восходящее солнце, зеркальная гладь еще не проснувшегося моря, на выходе из севастопольской бухты контуры кораблей ...

Ничто на этой картине еще не предвещает трагической судьбы Севастополя - черноморской жемчужины российской короны - и русского флота в предстоящей Крымской войне 1853-1856 гг.

Корабли, изображенные на картине, включая и флагман черноморского парусного российского флота линейный 130-пушечный корабль "Двенадцать апостолов", спущенный на воду в 1841 г., были затоплены на входе в Севастопольскую бухту в 1854 г., чтобы не допустить захода в нее кораблей франко-англо-турецкого флота и таким образом обезопасить Севастополь с моря.

С кораблем "Двенадцать апостолов" у Айвазовского связано одно из самых ярких воспоминаний его молодости: когда художник, только что устроившийся на постоянное жительство в Феодосии, организовал там весной 1846 г. выставку своих произведений в ознаменование 10-летия художественной деятельности и возвращения в родную Феодосию, из Севастополя с поздравлениями пришел отряд из пяти военных парусных кораблей во главе с "Двенадцатью апостолами" под командованием тогда еще капитана первого ранга В.Корнилова, чтобы поздравить молодого художника от имени черноморских моряков. (nearyou.ru)

100 Рублей 2015

Ниже, слева - Херсонесский маяк - действующий маяк на мысе Херсонес, построенный в 1816 году, расположен в самой западной точке города Севастополя. Железобетонная башня маяка, высотой 36 метров, облицована белым инкерманским камнем. Дальность действия маяка 16 миль. Цвет огня – белый. На маяке также установлен радиомаяк КРМ-30, который обеспечивает дальность действия свыше 150 миль. В тот же год был построен маяк-близнец по тому же проекту - Тарханкутский маяк. В годы Великой Отечественной войны у маяка погибли последние участники обороны Севастополя. До последних дней обороны маяк указывал путь советским кораблям и судам в город. Здесь же, у маяка, закончилась Крымская наступательная операция. В годы войны башня маяка была разрушена и восстановлена в 1950-1951 годах. (Журнал Крым)

100 Рублей 2015

Правее маяка - план-схема Севастополя, фрагмент карты-путеводителя "Крым Православный".

100 Рублей 2015

Правее плана-схемы - собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе - памятник архитектуры и истории, построен в неовизантийском стиле по ходатайству адмирала М.П. Лазарева. Авторами проекта являются архитекторы К.А. Тон и А.А. Авдеев. Высота собора с крестом - 32,5 метра. В склепе на месте будущего храма были захоронены адмирал М.П. Лазарев и погибшие в Крымской войне вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин и адмирал П.С. Нахимов.

100 Рублей 2015

Внизу - Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.

Мемориал воздвигнут на главной площади города - площади Нахимова. Этот монументальный памятник посвящен подвигу Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

На бетонной стене - рельефное изображение воина, отражающего натиск врага. Сурово и гневно его лицо, до предела напряжены мускулы рук, вся фигура дышит динамикой боя. Это символ Севастополя, вставшего на пути гитлеровских полчищ. Три вражеских штыка символизируют три наступления фашистов.

Первое, начавшееся 11 ноября 1941 г., продолжалось до 24 ноября и закончилось провалом гитлеровцев.

Не добившись успеха в ноябрьских боях, враг начал подготовку ко второму наступлению. На рассвете 17 декабря после мощной артиллерийской подготовки гитлеровцы пошли на штурм наших позиций. Благодаря самоотверженности, мужеству, стойкости защитников Севастополя и жителей города и это наступление было отбито.

Во время третьего, последнего наступления, которое началось 7 июня 1942 г., фашисты двинули на город 200-тысячную армию, более 150 танков, свыше 1000 самолетов, обрушили огонь 2000 орудий и минометов. В ходе подготовки к наступлению - с 20 мая по 2 июня - противник сбросил на Севастополь десятки тысяч бомб и сотни тысяч снарядов, но город продолжал сражаться. Мир был потрясен беспримерной стойкостью советских воинов, которые дрались до последнего патрона, до последней капли крови.

Лишь 3 июля 1942 г., исчерпав все возможности обороны, часть наших войск оставили Севастополь, но отдельные бои в районе мыса Херсонес продолжались вплоть до 12 июля. Значение обороны Севастополя велико: в самый тяжелый период войны защитники города надолго задержали у своих стен и перемололи 300-тысячную армию гитлеровцев.

4 июля 1942 г. газета "Правда" писала: "Подвиги севастопольцев, их беззаветное мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава".

Эти слова начертаны на одной из гранитных досок мемориала. Здесь же запечатлены наименования боевых частей и соединений Черноморского флота, Приморской армии и городских предприятий, работавших для фронта. Текст подготовлен комиссией под председательством адмирала Ф. С. Октябрьского, большую работу по сбору материала провел полковник Н. В. Краснопольский.

54 участника обороны удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а все защитники города награждены медалью "За оборону Севастополя", учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 декабря 1942 г.

Мемориал создан в 1967 г. Авторы проекта - архитектор И.Е. Фиалко и скульптор В.В. Яковлев.

С мая 1973 г. здесь на пост № 1 встают юные севастопольцы - наследники боевой славы города-героя. (www.sevastopol.info)

Номиналы цифрами повторены 3 раза, прописью внизу.

Реверс:

100 Рублей 2015

Эта сторона посвящена Крыму:

100 Рублей 2015

На первом плане - "Ласточкино гнездо" (укр. Ластівчине гніздо, крымско-тат. Qarılğaç yuvası, Къарылгъач ювасы) - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. Российскими властями наделён статусом объекта культурного наследия федерального значения.

Строение напоминает средневековый рыцарский замок вроде Белемской башни или виллы Мирамаре близ Триеста. "Ласточкино гнездо" стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.

Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877-1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени.

Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею "Ласточкино гнездо".

Свой нынешний вид "Ласточкино гнездо" получило благодаря немецкому нефтяному промышленнику барону П. Л. Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда.

Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. "Птичьим" объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.

В начале Первой мировой войны имение купил московский купец Павел Григорьевич Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер и ресторан закрылся. Здание перешло к купчихе Рохмановой, которая оформила интерьер неоготического замка в древнерусском стиле. В годы Гражданской войны "Ласточкино гнездо" было заброшено. В конце 1920 года после установления на полуострове Советской власти все бывшие частные владения были переданы в ведение Главного управления совхозами Крыма. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью, однако само здание практически не пострадало.

В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха «Жемчужина», но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли.

Восстановление началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а сам он отреставрирован. Здание становится узнаваемым символом Крыма.

После реконструкции, в 2002 году "Ласточкино гнездо" вновь открылось для посещения. Вначале в нём располагался итальянский ресторан, а возле стен дворца работал большой рынок крымских сувениров. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, став Крымским республиканским учреждением "Дворец-замок "Ласточкино гнездо"". Тогда же здесь открылась выставка "Волшебный мир Архипа Куинджи", на которой экспонировалась картина "Лунная ночь на Днепре". Художественные, археологические и краеведческие выставки меняются каждые 1,5-2 месяца.

В 2013 году в плите-фундаменте обнаружили трещины, и осенью посещение приостановили для проведения проектных работ по реконструкции - укреплению скалы. В настоящее время дворец находится в аварийном состоянии и ожидает реставрации. Балкон, нависающий над морем, "представляет собой абсолютно аварийную опасность", сказала министр культуры республики Крым Арина Новосельская. Дворец полностью закроется для посещений, когда начнутся ремонтные работы. Укрепить скалу под зданием будет трудно, так как чем больше туда загоняется укрепительного материала, тем тяжелее она становится, раздуваясь и раскалываясь.

17 октября 2015 года Правительство РФ приняло постановление об отнесении Ласточкиного гнезда к объектам культурного наследия федерального значения.

С ноября 2016 года дом отдыха "Жемчужина" и "Дворец-замок "Ласточкино гнездо"" закрыты "в связи с аварийным состоянием".

100 Рублей 2015

На заднем плане, сверху, вид на скалу "Парус" и гору "Аю-Даг" на фоне.

Скала "Парус" - часть мыса Лимен-Бурун, отделившаяся после землетрясения в 1927 году. После разрушения перешейка, соединяющего скалу с мысом, скала "Парус" стала отдельностоящей скалой, окруженной прибрежными водами Черного моря, и свое название получила из-за неимоверного сходства с одиноким парусником, словно окаменевшем на века. Находится скала в непосредственной близи с Ласточкиным Гнездом и является традиционном украшением Южного Берега Крыма и его символом. Горная порода скалы представляет собой очень прочный мраморированный известняк.

Гора Аю-Даг или Медведь-гора – гора на Южном берегу Крыма, расположенная на границе Большой Алушты и Большой Ялты. Высота горы - 577 метров над уровнем моря, горный массив слегка вытянут в северо-западном направлении на 2400 метров, выступает в море на 2-2,5 километра. Общая площадь составляет около 4 квадратных километров. Комплекс Аю-Даг является природоохранным объектом. Гора Аю-Даг является классическим лакколитом, то есть «несостоявшимся» вулканом. Гора образовалась около 150 миллионов лет назад в среднеюрскую геологическую эпоху в результате внедрения магмы в разломы земной коры.

100 Рублей 2015

Справа и слева - виноградные лозы (чёрный виноград).

Еще век назад бархатный сезон на побережье Черного моря носил иное название – "на виноград", поскольку основная часть сбора урожая приходилась именно на этот временной промежуток, а Крым славится своими виноградниками на протяжении не одного столетия.

Виноград, сорта в Крыму которого считаются наиболее распространенными, созревает в среднем не раньше последней декады июля, ближе к августу. Выращиваются как технические, идущие на приготовление вин, соков, изюма, так и столовые сорта. Последние нашли свое распространение почти во всех природных зонах Крымского полуострова, кроме горных. (www.perekop.info)

100 Рублей 2015

На заднем плане, по центру - Большая Ханская мечеть.

На Дворцовую площадь выходит галерея при входе в Биюк Хан Джами (Большую Дворцовую мечеть). Массивное здание Биюк Хан Джами с красной черепичной крышей и двумя стройными 28-метровыми минаретами - самая заметная постройка ханской резиденции. Ее выразительный силуэт в значительной степени определяет общий облик архитектурного ансамбля Ханского Дворца.

Большая Ханская мечеть весьма примечательна по многим своим характеристикам. Построенная в 1532 г. Сахибом I Гераем, мечеть является первым зданием Ханского Дворца. Известно, что в XVII веке мечеть носила имя основателя Бахчисарайского Ханского Дворца - хана Сахиба I Герая (1532-1551). Данный факт может указывать на постройку Большой Ханской мечети именно этим правителем.

Насколько можно судить, первоначальный облик мечети существенно отличался от нынешнего: ее покрывала не черепичная четырехскатная крыша, как ныне, а несколько больших и малых куполов. В середине XVIII в. на стенах Биюк Хан Джами появились арабские каллиграфические надписи. Черная вязь букв, помещенных в фигурные зеленые картуши - это цитаты из Корана, а также упоминание хана Крыма Герая (1758-64), занимавшегося ремонтом и украшением мечети.

Минареты Большой Ханской мечети - две устремленных ввысь башни, увенчанные островерхими кровлями и алемами (бронзовыми полумесяцами). Эти изящные памятники крымскотатарской архитектуры, несмотря на свой почтенный возраст, без видимых повреждений до сих пор возвышаются над черепичными крышами дворцовых построек. Внутри каждого минарета устроена винтовая лестница из каменных ступеней. По ней на балкончик минарета перед началом службы поднимается специальный служитель - муэдзин. Он громко и мелодично поет краткую молитву - эзан, призывающую верующих собраться в мечети на службу.

При советском режиме мечеть была закрыта для верующих и использовалась не по назначению. Ныне мусульмане вновь молятся в ней, и эзан разносится над Бахчисараем как и в ханские времена. Вот текст и перевод этой молитвы, к которой с интересом прислушиваются гости Дворца, посетившие его во время богослужения в Большой Ханской мечети:

Allahu akbar Бог велик

Ashadu al la illaha il Allah Признаю, что нет божества кроме Бога

Ashadu anna Muhammad ar-rasul ul-Llah Признаю, что Мухаммад - посланник Божий

Hayya al as-salat Спешите к молитве

Hayya al al-falah Спешите к успеху

Allahu akbar Бог велик

La illaha il Allah Нет божества кроме Бога

Изнутри мечеть выглядит как просторный зал с высокими колоннами. В верхнем ярусе мечети по периметру стен (кроме южной) устроен широкий балкон. Часть этого балкона превращена в отдельное помещение - Ханскую ложу, имеющую вид застекленной веранды. Она служила местом молитвы для крымских государей, посещавших богослужения в этой мечети. Ложа роскошно украшена витражами, росписями по стенам и потолку. Это единственное место во всем Дворце, где сохраняется такой редкостный элемент декора, как глазурованная белая плитка с синими узорами, покрывающая стены. Когда-то такой плиткой были украшены многие помещения в Хансарае, но к нынешнему дню ее не сохранилось уже нигде, кроме Ханской ложи.

Снаружи у восточной стены мечети находится абдезхане - помещение, в котором устроен небольшой бассейн с фонтаном ( шадырван ) для ритуального омовения верующих перед богослужением. Двор, примыкающий к восточной стене, ныне пуст. Однако известно, что в XVIII в. там располагалось религиозное учебное заведение - медресе, выстроенное ханом Арсланом Гераем в 1750-х гг. (www.hansaray.org.ua)

100 Рублей 2015

Внизу - радиотелескоп П-2500 (РТ-70) - радиотелескоп с диаметром зеркала 70 метров (отсюда первое название РТ-70, второе название П-2500, так как площадь радиотелескопа 2500 квадратных метров), один из самых больших полноподвижных радиотелескопов в мире. Создано три радиотелескопа этого типа.

Один из РТ-70 находится на 3-й площадке Центра дальней космической связи на побережье Чёрного моря возле посёлка Молочное под Евпаторией в Крыму, второй такой же расположен в посёлке Галёнки Приморского края, третий начали строить в 200 км. от Ташкента в 1981 году, но строительство не было завершено.

Строительство первого радиотелескопа этой серии под Евпаторией закончено в 1978 году.

Уникален тем, что кроме выполнения обычных радиоастрономических задач, связанных с пассивным наблюдением собственного излучения небесных тел, комплекс включает в себя мощные передатчики, которые позволяют проводить активные космические эксперименты, связанные с излучением в сторону исследуемых объектов мощных электромагнитных потоков с последующим анализом принятых сигналов - в мире всего два таких мощных радара - второй Голдстоунский в Калифорнии (США).

Обладает кодом 255 (Evpatoria) в списке обсерваторий Центра малых планет.

Номиналы цифрами повторены 3 раза, прописью внизу.

Комментарий:

За подробное описание и фото спасибо сайту Журнал Крым.

Авторы дизайна памятной банкноты, продолжающей городскую серию российских банкнот - главный художник Дирекции по защитным технологиям ФГУП "Гознак" Тахир Сейфулин и заведующий сектором дизайна денежных знаков Департамента наличного денежного обращения Банка России Сергей Козлов.

Банкнота изготовлена на тонированной в светло-желтый цвет хлопковой бумаге. В бумагу внедрена широкая защитная нить, выходящая на поверхность в окне фигурной формы на стороне банкноты, посвященной Севастополю. Многотоновый комбинированный водяной знак расположен на светлом поле в верхней части банкноты. На стороне банкноты, посвященной Крыму, в нижней части в полосовом элементе расположен QR-код, содержащий ссылку на страницу сайта Банка России с историко-тематической справкой о памятной банкноте.