header Notes Collection
наверх

20 Марок 1993, Германия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 39b
Годы выпуска: 01.10.1993
Тираж: -
Подписи: Bundesbank Präsident: Hans Tietmeyer (1993-1999), Vizepräsident: Johann Wilhelm Gaddum (1993-1998)
Серия: Четвертая серия
Образец от: 01.08.1991
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 138 х 68
Печатный двор: Bundesdruckerei GmbH, Berlin

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

20 Марок 1993

Описание

Водяной знак:

watermark

Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф. Портрет 1820 года, выполнен немецким художником Вильгельмом Штилем (Wilhelm Stiehl).

Аверс:

20 Марок 1993

Annette von Droste-HülshoffГравировка на банкноте сделана с портрета Аннетты фон Дросте-Хюльсхофф 1820 года, выполнен немецким художником Вильгельмом Штилем (Wilhelm Stiehl). Сегодня хранится в музее Дросте-Хюльсхофф "Княжеский домик" ("Fürstenhäusle"), в Меерсбурге.

Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф (нем. Annette von Droste-Hülshoff; 10 января 1797, деревня Хюльсхофф, около Мюнстера - 24 мая 1848, замок Меерсбург) - немецкая поэтесса и новеллистка.

По происхождению принадлежала к родовитой рейнской земельной аристократии (католической). В своём творчестве противопоставила растущему промышленному городу идиллию дворянского поместья. Но, с другой стороны, намечающиеся глубокие противоречия эпохи, в частности оскудение дворянства, вызвали в её творчестве раздвоенность между патриархально-дворянскими традициями и новыми веяниями бюргерской мысли, между глубокой религиозностью и скептицизмом; в художественном отношении эта раздвоенность выразилась в борьбе двух стилей: романтизма и раннего реализма.

Лирические произведения Дросте-Хюльсхофф ("Dichtungen" ("Стихи", 1837), "Gedichte" ("Поэзия", 1844) и религиозные песни "Das Geistliche Jahr" ("Духовный Год", 1852) принадлежат к лучшему, что создано на немецком языке. Большой известностью пользовалась также её новелла "Еврейский бук" ("Die Judenbuche", 1842) и большое эпическое произведение с историческим сюжетом из жизни города Мюнстера, родины Дросте-Хюльсхофф, "Битва при Ленербрухе" ("Die Schlacht am Loener-Bruch", 1838), рисующее с большим художественным мастерством и реалистической силой сцены из эпохи Тридцатилетней войны.

Одно её стихотворение положено на музыку Робертом Шуманном.

На фоне:

Láurus nóbilisЛавровая ветвь.

Лавр благородный (лат. Láurus nóbilis) - субтропическое дерево или кустарник, вид рода Лавр (Laurus) семейства Лавровые.

Его листья используют как пряность (лавровый лист). От названия этого растения произошли имена Лавр, Лаврентий, Лаура, Лоренц, слово "лауреат", выражения "лавровый венок (венец)", "почивать на лаврах", "пожинать лавры".

Лавр считали священным деревом, его венками украшали головы победителей в Древней Греции.

MeersburgВид на исторический центр Меерсбурга, где Аннетте фон Дросте-Хюльсхофф жила продолжительное время.

Более точно на банкноте видны: Рыночная площадь с Верхними воротами и гостевой дом "У медведей" (Marktplatz mit Obertor und "Gasthaus zum Bären"). Вид взят с южной стороны.

Меерсбург (нем. Meersburg) - город на Боденском озере, в немецкой федеральной земле Баден-Вюртемберг.

Меерсбург, хотя и является малым городом, вполне может считаться жемчужиной Боденского озера, и предлагает туристам не только пройтись по живописным улочкам полностью сохранившегося средневекового поселения, но и множество музеев. Интереса заслуживают в первую очередь Старый замок, Новый дворец, музей поэтессы Аннетте фон Дросте-Хюльсхоф в Княжеском домике, музей виноделия, музей городской истории, музей Библии, частные музей дирижаблей и музей ковроткачества и городская галерея изобразительного искусства. Кроме того, в туристической гавани стоит взглянуть на так называемую "Магическую колонну" скульптора Петера Ленка. Для любителей пеших и велосипедных прогулок в окрестностях города проложены удобные дорожки, ведущие как правило вдоль берега и позволяющие насладиться природными красотами региона Боденского озера.

HintergrundmusterНа заднем плане банкноты - перья (письменная принадлежность).

Внизу, слева, символы Брайля для слабовидящих.

Номиналы цифрами внизу и справа, прописью справа (вертикально).

Реверс:

20 Марок 1993

Die JudenbucheНа первом плане - перо, как письменная принадлежность поэтессы.

На втором плане бук. Изображён в ассоциации с известной новеллой Дросте-Хюльсхофф - "Еврейский бук" ("Die Judenbuche"). Впервые она была напечатана в 1842 году, в газете "Cotta’schen Morgenblatt", для образованных читателей.

Действие происходит в далекой провинции Вестфалия, в маленьком немецком городке B XVIII века, до эпохи великих потрясений, которые принесла французская революция в Европу. Совершается убийство Аарона, торговца-еврея, из соседнего городка С, которое остаётся нераскрытым.

Перед убийством Аарон устраивает скандал, во время свадебной церемонии, с целью заставить общественность повлиять на Фридриха Мергеля (главного действующего лица новеллы), чтобы тот отдал деньги за карманные часы. Жители насмехаются над Аароном с издёвкой ("Хватай еврея! Повесить его как свинью!"). Позже Аарон был найден мёртвым около "еврейского бука".

Новелла написана не только как криминальная история, но, прежде всего, как социальное исследование низости человеческой натуры.

Левее - печать немецкого Бундесбанка.

В нижнем правом углу - открытая книга.

Номиналы цифрами внизу и слева, прописью слева (вертикально).

Комментарий:

На банкноте подписались:

Johann Wilhelm GaddumИоганн Вильгельм Гаддум (Johann Wilhelm Gaddum, 18 июня 1930).

Hans TietmeyerГанс Титмайер (Hans Tietmeyer, 18 августа 1931).

Reinhold GerstetterХудожник-график: Райнхольд Герштеттер (Reinhold Gerstetter).

Райнхольд Герштеттер (18 октября 1945 года, Леонберг, Баден-Вюртемберг) - немецкий художник-график и дизайнер. Его наиболее известная работа в Германии это последняя серия банкнот Марок ФРГ, а также второй выпуск банкнот Евро, серии "Европа".

Герштеттер изучал графический дизайн в Государственной академии изящных искусств в Штутгарте, а затем работал в рекламе в Лондоне, Берлине и Хайфе. С 1979 по 2002 год - в "Bundesdruckerei", в Берлине. Там он разрабатывал, как главный графический дизайнер, почтовые марки и банкноты (в том числе для Израиля, Боливии и Перу). В 1987 году его дизайн был выбран в качестве основы для четвертого, и последнего, ряда банкнот немецкой марки, который был в обращении с 1990 по начало 2002 года. Некоторое время спустя, он также выиграл конкурс проектов Банка Испании, который опубликовал четыре номинала банкнот с 1992 года, на основе его конструкций. несмотря на то, что его дизайн, представленный для первой серии банкнот единой валюты Евро не был выбран евро-жюри для реализации, однако, ему был поручен пересмотр дизайна для второй серии банкнот евро, которые пришли в обращение в мае 2013 года.

Его дочь, Авиталь, является первой женщиной - еврейским кантором (Хаззан) Германии.

Четвёртая серия банкнот.

19 марта 1981 года, члены Совета Центрального банка Германии решили выпустить новую серию банкнот. Это стало необходимо в связи с техническим прогрессом и повышенной фальсификацией старых банкнот. Понадобилось почти десять лет, пока первые два номинала были введены в обращение 1 октября 1990 года. Это были ноты в 100- и 200- Марок.Банкнота в 200 марок была нововведением в немецкой валюте.

При проектировании банкнот и выборе элементов дизайна было предложено много вариантов. Уже в предварительных эскизах были утверждены новые портреты для этой серии в качестве основного дизайна. Следовало выбрать блестящие портреты личностей немецкой истории в области искусства, литературы, музыки, экономики, науки и техники. Кроме того, задняя сторона банкнот должна была перекликаться с лицевой. Основные цвета номиналов должны были оставаться неизменными, а слово Банкнота должно было стоять на каждом номинале готическим шрифтом.

Выбор персоналий.

Комитет, состоящий из историков Карла фон Отмара Аретина, Кнута Борхардта и Хорста Фурманна, был задействован, чтобы определить круг лиц, которые должны появиться на банкнотах. Выбор был между 70 и 80 человек. К этому предлагалось избегать известнейших людей, таких как, например Гёте, Шиллер, Дюрер. Точно так же решили отказаться от персон, имеющих провокационное отношение к вероисповеданию или политике, например, Мартин Лютер или Карл Маркс. Также были вычеркнуты те, кто провёл свои работы главным образом за границей, например, Жак Оффенбах.

При выборе людей следовало обратить внимание, чтобы сбалансировать точки зрения пола, религии, национального происхождения и рабочей области. Также, если это возможно, требовалось три или, по крайней мере, два женских персонажа в серии. Тем не менее, выбор женщин был очень ограничен. Целью было показать женщин, которые создали независимую работу, находясь не в тени их заслуженных мужей, поэтому многие были исключены (такие как Шарлотта фон Штейн, Шарлотта фон Кальб). Независимые женщины были очень редки в XIX веке. Таким образом, группа решила начать с выбора женских фигур.

Одним из требований для проектирования было то, что люди с банкнот должны были смотреть на владельца справа, в сторону центра. Это означало, что представленные портреты на пять, десять, двадцать, пятьдесят и двести марок должны были быть сделаны в зеркальном отражении. Так как братья Гримм (на 1000 Марок) оба присутствовали на ноте, то им был отдан наибольший по размеру номинал из-за большой потребности в пространстве. Было также предложено, что мужчины и женщины должны чередоваться.

На самом деле, Мария Сибилла Мериан была предназначена для 100-Марок а Клара Шуманн для 500-Марок. Однако, на портрете Иоганна Рудольфа Шелленберга (Мария Сибилла Мериан) был сделан небольшой поворот тела Марии, как художественный трюк, и этому возникли сомнения в подлинности авторства этого произведения. Бундесбанк провел конкурс дизайна для того, чтобы получить мастерскую гравировку высокого качества с портретов, что повлекло за собой затяжку времени. Поскольку банкнота в 100-Марок должна была выйти первой, женщина для гравировки на ней была заменена из-за этих трудностей.

Выбор победителя дизайна.

В течении конкурса на лучший дизайн, который проходил в период с 1 января по 30 июня 1987 года, правлением немецкого банка были отобраны 4 художника-графика: Рудольф Герхардт (от Bundesdruckerei Berlin, который уже проектировал дизайн (BBK-II) банкнот-замещёнок для Западного Берлина), Эрнст Юнгер, Иоганн Мюллер и Адриан Артур Зенгер. По субъективному мнению экспертной комиссии, состоящей из историков, дизайнеров и графических дизайнеров, а также социологов, только одна серия банкнот отвечала их самым высоким ожиданиям. Речь шла о третьей серии нот, которая напоминала швейцарский франк, дизайн которого также не рассматривался. Таким образом, потребовалось бы провести новый конкурс на дизайн, который бы задержал проект, по крайней мере, на один год. Но так как Bundesdruckerei подготовил два проекта, которые не были приняты Бундесбанком, разработанных тогдашним главным дизайнером в Bundesdruckerei - Райнхольдом Герштеттером. После более подробного рассмотрения группой этих проектов был выбран один из них, в конечном итоге, в качестве основы для новой серии банкнот. Эксперты писали: "Группа экспертов единодушно пришла к мнению о том, что здесь [...], составленный проект в значительной степени отвечает требованиям [...]. Эксперты рекомендуют Немецкому федеральному банку принять проект для основы новой серии банкнот ".

Конфигурации лицевых сторон.

На лицевых сторонах можно увидеть фотографии городов, что было идеей Герштеттера. Эти конструкции были ярким примером современного вида соответствующих городов. Тем не менее, проект города Франкфурта должен был быть представлен только историческими зданиями. В качестве причины было то, что офисные башни немецкого Банка будут преобладать в дизайне и могут навлечь подозрения в адрес Бундесбанка о рекламе банка для частных компаний.

В 1988 году стало необходимо выбрать соответствующий город для каждого человека на банкнотах. Графики-дизайнеры выбрали для Пола Эрлиха Бад-Хомбург, его место смерти. Тем не менее, его работы были проведены, в основном, в Берлине и Франкфурте. Франкфурт был уже однако предусмотрен для Клары Шуманн, которая провела там свои последние годы. После принятия решения о введении банкноты в 5-Марок с портретом Беттины фон Арним стало ясно, что её будет представлять карта города Берлина. Потому как каждый город должен появиться на банкнотах только один раз, поэтому для Пауля Эрлиха был выбран Франкфурт. А для Клары Шуманн - город Лейпциг (был выбран потому, что Лейпциг не только место её рождения, но и потому, что она также достигла там своих первых успехов).

Из-за событий 1989/1990 годов, решение о Лейпциге оказалось удачным, потому что серия банкнот была первоначально предназначена только для Западной Германии и Западного Берлина. А в 1990 году произошло объединение Германии, и Лейпциг стал общенемецким городом.

Дизайн обратной стороны.

Райнхольд Герштеттер предпочёл на обратной стороне 1000 Марок изображение из сказки Звездочёт (Die Sterntaler). Тем не менее, Братья Гримм, несмотря на их обширную коллекцию сказок, должны были быть представлены в более широком аспекте чем просто сказочники, так как они оказали выдающиеся услуги с выпуском немецкого словаря и работе над грамматикой немецкого языка. Таким образом, словарь был основным мотивом, и Звездочёт оказался на белом поле.

Кроме того, в конструкциях обратных сторон было уделено большое внимание к деталям. Таким образом, даже фоновая ссылка должна была указывать на человека, который изображен на лицевой стороне.С четвёртой серии было убрано предупреждение о наказании за подделку банкнот.