наверх
header Notes Collection

10 Марок 1993, Германия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 38с
Годы выпуска: 01.10.1993
Тираж: -
Подписи: Bundesbank Präsident: Hans Tietmeyer (1993-1999), Vizepräsident: Johann Wilhelm Gaddum (1993-1998)
Серия: Четвертая серия
Образец от: 02.01.1989
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 130 х 65
Печатный двор: Bundesdruckerei GmbH, Berlin

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

10 Марок 1993

Описание

Водяной знак:

watermark

Иоганн Карл Фридрих Гаусс (гравировка с копии портрета Готлиба Бирманна).

Аверс:

10 Марок 1993

Johann Carl Friedrich Gauß Johann Carl Friedrich Gauß

Гравировка на банкноте сделана в зеркальном отражении с копии портрета Карла Фридриха Гаусса (масло по дереву), сделанной в 1887 году немецким художником Готлибом Бирманном (нем. Gottlieb Biermann). Сегодня копия портрета Бирманна принаджежит университету Гёттингена, а оригинал принадлежит Пулковской обсерватории, в Сенкт-Петербурге (для которой он и был заказан Йенсену).

Готлиб Бирманн (13 октября 1824 - 18 октября 1908) - немецкий портретист и исторический живописец.

Христиан Альбрехт Йенсен (дат. Christian Albrecht Jensen; 26 июня 1792 - 13 июля 1870) - датский художник-портретист, один из представителей Золотого века датского искусства.

Иоганн Карл Фридрих Гаусс (нем. Johann Carl Friedrich Gauß; 30 апреля 1777 - 23 февраля 1855) - немецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист. Считается одним из величайших математиков всех времён, "королём математиков". Лауреат медали Копли (1838), иностранный член Шведской (1821) и Российской (1824) Академий наук, английского Королевского общества.

Карл Фридрих Гаусс родился 30 апреля 1777 года в Брауншвейге. В семь лет Карл Фридрих поступил в Екатерининскую народную школу, где проявил необыкновенные математические способности.

В 1788 году Гаусс переходит в гимназию. Здесь изучают классические языки. Гаусс с удовольствием занимается языками и делает такие успехи, что даже не знает, кем он хочет стать - математиком или филологом.

В 1791 году его представляют Карлу Вильгельму Фердинанду - герцогу Брауншвейгскому. Мальчик бывает во дворце и развлекает придворных искусством счета. Благодаря покровительству герцога Гаусс смог в октябре 1795 года поступить в Геттингенский университет. Первое время он слушает лекции по филологии и почти не посещает лекций по математике. Но это не означает, что он не занимается математикой.

В 1795 году у Гаусса появляется интерес к целым числам. Незнакомый с какой бы то ни было литературой, он должен был все создавать себе сам. Осенью того же года Гаусс переезжает в Геттинген.

Гаусс уже занимался группировкой корней из единицы на основании своей теории "первообразных" корней. И вот однажды утром, проснувшись, он внезапно ясно и отчетливо осознал, что из его теории вытекает построение семнадцатиугольника. Работа Гаусса надолго становится недосягаемым образцом математического открытия.

30 марта 1796 года, в день, когда был построен правильный семнадцатиугольник, начинается дневник Гаусса - летопись его замечательных открытий. Следующая запись в дневнике появилась уже 8 апреля. В ней сообщалось о доказательстве теоремы квадратичного закона взаимности, которую он назвал "золотой".

Два открытия Гаусс сделал на протяжении всего десяти дней, за месяц до того, как ему исполнилось 19 лет. В 1801 году вышли знаменитые "Арифметические исследования" Гаусса. Эта огромная книга (более 500 страниц крупного формата) содержит основные результаты Гаусса. Книга была издана на средства герцога и ему посвящена. В изданном виде книга состояла из семи частей. На восьмую часть денег не хватило. В этой части речь должна была идти об обобщении закона взаимности на степени выше второй, в частности - о биквадратичном законе взаимности. Полное доказательство биквадратичного закона Гаусс нашел лишь 23 октября 1813 года. В Гельмштадте, в 1798 году, Гаусс подготовил диссертацию, посвященную доказательству Основной теоремы алгебры - утверждения о том, что всякое алгебраическое уравнение имеет корень, который может быть числом действительным или мнимым, одним словом - комплексным. В 1812 году он опубликовал работу о гипергеометрической функции.

Новым увлечением Гаусса стала астрономия. Он вычисляет траекторию предполагаемой новой большой планеты. Немецкий астроном Ольберс, опираясь на вычисления Гаусса, нашел планету (ее назвали Церерой). 25 марта 1802 году Ольберс открывает еще одну планету - Палладу. В 1809 году выходит "Теория движения небесных тел, обращающихся вокруг Солнца по коническим сечениям". Гаусс излагает свои методы вычисления орбит. Чтобы убедиться в силе своего метода, он повторяет вычисление орбиты кометы 1769 года, которую в свое время за три дня напряженного счета вычислил Эйлер. Гауссу на это потребовался час.

В 1810 году Гаусс получил премию Парижской академии наук и золотую медаль Лондонского королевского общества, был избран в несколько академий.

Знаменитую комету 1812 года всюду наблюдали, пользуясь вычислениями Гаусса. 28 августа 1851 года Гаусс наблюдал солнечное затмение.

В 1828 году вышел в свет основной геометрический мемуар Гаусса "Общие исследования о кривых поверхностях". Мемуар посвящен внутренней геометрии поверхности, т. е. тому, что связано со структурой самой этой поверхности, а не с ее положением в пространстве.

В 1828 году Гаусс познакомился с Вильгельмом Вебером в доме Гумбольдта. Интересы Гаусса и Вебера лежали в области электродинамики и земного магнетизма. Их деятельность имела и практические результаты. В 1833 году они изобретают электромагнитный телеграф. Первый телеграф связывал магнитную обсерваторию с городом Нейбургом.

Умер Гаусс 23 февраля 1855 года. (www.hrono.ru)

На фоне:

Johann Carl Friedrich GaußГрафик плотности нормального распределения Гаусса.

Нормальное распределение, также называемое распределением Гаусса - распределение вероятностей, которое в одномерном случае задаётся функцией плотности вероятности, совпадающей с функцией Гаусса:

f(x) = \tfrac{1}{\sigma\sqrt{2\pi}}\; e^{ -\frac{(x-\mu)^2}{2\sigma^2} },

где параметр μ - математическое ожидание (среднее значение), медиана и мода распределения, а параметр σ - среднеквадратическое отклонение (σ ² - дисперсия) распределения.

Таким образом, одномерное нормальное распределение является двухпараметрическим семейством распределений. Многомерный случай описан в статье "Многомерное нормальное распределение".

Стандартным нормальным распределением называется нормальное распределение с математическим ожиданием μ = 0 и стандартным отклонением σ = 1.

Важное значение нормального распределения во многих областях науки (например, в математической статистике и статистической физике) вытекает из центральной предельной теоремы теории вероятностей. Если результат наблюдения является суммой многих случайных слабо взаимозависимых величин, каждая из которых вносит малый вклад относительно общей суммы, то при увеличении числа слагаемых распределение центрированного и нормированного результата стремится к нормальному. Этот закон теории вероятностей имеет следствием широкое распространение нормального распределения, что и стало одной из причин его наименования.

Вид на исторические здания Гёттингена.

Johann Carl Friedrich Gauß Johann Carl Friedrich Gauß

Внизу - главное здание Университета Гёттингена.

Гёттинген (нем. Göttingen, н.-нем. Chöttingen) - университетский город на юге земли Нижняя Саксония в Германии. После Ганновера, Брауншвейга, Оснабрюка и Ольденбурга Гёттинген является пятым по величине городом Нижней Саксонии. С 1964 года бывший свободный (нем. kreisfrei) город входит в состав района Гёттинген. С 1965 года численность населения города превышает 100 тысяч человек, из которых примерно 20% составляют студенты из разных стран мира.

Гёттингенский университет имени Георга-Августа (нем. Georg-August-Universität) - один из традиционных образовательных центров Нижней Саксонии.

Университет был основан ганноверским курфюрстом Георгом-Августом (более известным как король Великобритании) в 1734 году и заработал три года спустя.

В продолжение XVIII века университет быстро развивался и, достигнув численности 1000 студентов, стал одним из крупнейших высших учебных заведений Европы того времени. При нём действовала Обсерватория Шрётера (в Лилиентале).

В эпоху Просвещения стал известен как «школа закона», поскольку более половины его студентов посвятили себя юриспруденции. Пользовался успехом среди русской дворянской молодёжи, увлечённой немецкой идеалистической философией. Лекции в Геттингене посещали многие будущие декабристы и персонаж романа «Евгений Онегин» - Владимир Ленский («с душою прямо геттингенской»).

К концу XIX века заметную роль в жизни университета стали играть естественные науки, особенно математика. В XIX веке с Гёттингенским университетом были связаны такие выдающиеся математики, как Карл Фридрих Гаусс, Бернхард Риман, Петер Густав Лежён-Дирихле, Феликс Клейн, Давид Гильберт. Деятельность Гильберта превратила в начале XX столетия Гёттинген в математическую мекку.

В первые десятилетия XX века университет стал центром многих направлений современной физики, пока в 1930-е годы профессора еврейского происхождения не были подвергнуты гонениям и не покинули университет. С Гёттингенским университетом связана деятельность по меньшей мере 45 нобелевских лауреатов.

St. Jacobikirche

Сверху - Церковь Святого Якоба (St. Jacobikirche). Это евангелическо-лютеранская церковь в городе Геттинген, построенная в период с 1361 по 1433 годы. Архитектором выступал Ханс Рутенштейн (Hans Rutenstein). Покровителем церкви является Святой Иаков Зеведеев.

Особенностью церкви является 72-метровая готическая башня, возвышающаяся над городом. В башню церкви три раза (1479 год, 1555 год, 1642 год) попадала молния, оставляя серьезные повреждения. Здание церкви выполнено из кирпича с куполом в стиле барокко. Оно вносить своеобразный акцент в сегодняшний городской пейзаж. Одна из башен церкви раньше использовалась в качестве наблюдательной вышки, где сидел страж, оповещающий граждан о приближении врага или пожаре.

Самая главная ценность церкви - резной трехдверный алтарь, созданный в 1402 году неизвестным мастером. В церкви имеется орган Святого Якоба, выполненный в 1966 году Павлом Отт. (rutraveller.ru)

Die St.-Johannis-Kirche

Чуть ниже церкви Святого Якоба показана церковь Святого Йоханнеса (Die St.-Johannis-Kirche).

Церковь Св. Йоханнеса в Старом городе Гёттингена - это трехгорная готическая церковь XIV века. Её башни видны издалека, это одна из достопримечательностей города. Покровитель - Иоанн Креститель.

Романская базилика когда-то стояла на месте романской церкви, фундамент которой был частично обнаружен в 1927 году. Она впервые упоминается в документах в 1272 году. Это единственный сохранившийся северный портал, с круглой и цистерцианской зубчатой ​​арками. Он был интегрирован в новое готическое здание. Предполагается, что нижняя часть сегодняшнего западного портала все еще датируется романским периодом.

Самая старая часть сегодняшней церкви - это основание башни, построенное из известняка.

Около 1300 года был сооружён готический хор, который был первоначально выше, чем сегодня. В результате были построены неф и две башни. Модель интерьера, которая была спроектирована как шахматный зал с восемью восьмиугольными колоннами, вероятно, была позаимствована у соседней церкви Паулинера.

Балки конструкции крыши датируются 1348 годом, поэтому можно предположить, что в это время был завершен основной корпус церкви. Старый церковный колокол также датируется тем же годом, но он был переплавлен в 1828 году. После возведения восьмиугольных башен, на монументальном западном здании, была построена колокольня, которая расположена между башнями.

Башни были окончательно закончены только во второй половине XIV века. Они использовались городом долгое время. Северная башня, высотой 62 метра, служила квартирой для сторожа, а южная башня, высотой 56,5 метров, содержала городские часы с колоколом. Башни управляются приходом только с конца XX века. Говорят, что между башнями был мост, но он был разрушен во время шторма.

Церковное кладбище было первоначально прямо вокруг церкви. После того, как кладбище Варфоломея, к северу от старого города, было основано в 1747 году, оно было заброшено.

В 1529 году кирха Святой Йоханнеса стала лютеранской.

После 1544 года вся средневековая обстановка была убрана.

В 1636 году в церкви появился алтарь художника Людольфа Бюсинка, из Мюндена, центральная панель которого сохранилась. Она показывает сцену Голгофы.

С 1791 года церковь была полностью перестроена, в смысле раннего классицизма. Все окна были лишены своего узора, хор был заложен кирпичом до нефа и уменьшен до его нынешней высоты. С тех пор он служил ризницей. Первоначальная двухэтажная ризница, на северной стороне хора, была удалена. Высокий алтарь, за кафедрой, был построен перед хоровой перегородкой. Две галереи были также перестроены. Скамьи были переставлены, слегка поднимаясь к западу, потому что цель состояла в том, чтобы все прихожане могли видеть проповедника.

В 1895 году Конраду Вильгельму Хазе было поручено восстановить церковь в неоготическом стиле и таким образом восстановить первоначальное пространственное впечатление. Все преобразования классицизма были удалены. В окнах появился новый узор. Сохранилась только одна галерея и парапет позади колонн. Скамейки снова были расставлены на уровне земли. К юго-западному столбу хора была также прикреплена кафедра с портретами четырех евангелистов и сильным звуковым покрытием. Хор также был вновь интегрирован в церковь и снова стал сводчатым. Поскольку он должен продолжать служить ризницей, две колонны были достроены на восточном конце. Позади них - деревянная ризница, украшенная ярким узором, отделяла её от хоровой комнаты. Эти внутренние элементы были настолько высоки, что окна апсиды не были закрыты. Новый алтарь нашел свое место между колоннами. Эссе было украшено сохранившимся распятием и четырьмя рельефами главных героев Ветхого Завета. Кроме того, комната была богато окрашена.

Во время реконструкции, в 1930-х годах, деревянная ризничная стена была заменена занавесом, а интерьер церкви стал более простым.

Во время воздушного налета на Геттинген, 24 ноября 1944 года, церковь была повреждена взрывной волной от взрыва воздушной мины в церкви Паулины. Вся крыша была также снесена.

Во время очередной реконструкции, в 1960-х годах, остатки высококачественной неоготической мебели были вывезены и заменены современными. Новая галерея была основана на высоте своей предшественницы.

Altes Rathaus Altes Rathaus

Чуть ниже церкви Святого Йоханнеса (Die St.-Johannis-Kirche) показана старая городская ратуша Гёттингена.

Старая Ратуша (Altes Rathaus) – величественное здание, возведенное в немецком городе Гёттинген во времена Средневековья. Старая Ратуша расположена в историческом центре Гёттингена, на Рыночной площади. Напротив здания ратуши находится один из символов города - фонтан «Гусятница Лиза».

Городская ратуша была возведена в центре Гёттингена в 1369-1444 годы. Кирпичный фасад здания выполнен в строгом готическом стиле. Стены главного зала ратуши украшены гербами городов, некогда входящих в Ганзейский торговый союз.

В годы Второй мировой войны Гёттинген не был разрушен авиацией союзников (в отличие от соседних городов - Ганновера, Касселя и Брауншвейга), поэтому его исторический центр остался сохраненным в своем первоначальном виде, и предстает сегодня перед многочисленными туристами во всем своем средневековом великолепии. В Гёттингене сохранилась неповторимая фахверковая архитектура, характерная для многих городов Германии; в городе большое количество уютных кафе и небольших отелей.

В здании Старой Ратуши Гёттингена до 1978 года заседал городской муниципалитет. Сегодня здесь находятся офисы компаний, и в том числе - информационный туристический центр, в котором любой желающий может получить интересующие сведения о городских достопримечательностях. (www.turizm.ru)

Fachwerk

Справа от Старой городской ратуши показан дом, построенный в стиле Фахверк. Таких домов в Гёттингене много, я поставил именно это фото, поскольку именно этот дом сделан не в стиле Фахверк, на первом этаже, как и дом на банкноте!

Фахве́рк (нем. Fachwerk) или прусская стена - каркасная конструкция, фахверковая конструкция) - тип строительной конструкции, при котором несущей основой служат вертикально установленные несущие столбы, являющиеся, наряду с распорными наклонными балками, опорной конструкцией здания. Эти несущие столбы и балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда деревом. Фахверк появился в XIV веке в Германии и стал очень популярен в Европе, особенно в северной части (от Британии до Польши). В XX веке этот стиль переживает новый рассвет благодаря средневековому колориту и эффекту натуральности строительных материалов.

В Германии существуют исторические сооружения, построенные фахверковым методом уже в XIV веке, одно из которых, датируемое 1347 годом, находится в Кведлинбурге.

В Европе особое развитие каркасного строительства пришлось на средневековье. По некоторым историческим источникам, в Европе фахверковые дома встречались уже в XI веке. Постепенное накопление опыта строительства, повышение мастерства плотников (чему немало способствовало развитие кораблестроения), а также стремление к экономии древесины и другие факторы привели к широкому распространению в Германии и Франции фахверкового метода строительства. (нем. Fachwerk, от нем. Fach - панель, секция, и нем. Werk - сооружение).

Johann Carl Friedrich GaußНа заднем плане банкноты математические символы.

Внизу, левее, символы Брайля для слабовидящих.

Номиналы цифрами внизу и справа, прописью справа (вертикально).

Реверс:

10 Марок 1993

heliotrope

На первом плане - Вице-гелиотроп, изобретённый Гауссом. (Секстант номер 420 Эдварда Тротона).

Латунь, стекло, золото, красное дерево коробка, 31 х 31 х 15 см. (сделан до 1801 года). С рукописной надписью: "Собственность господина Гаусса". Находится в

Университете Гёттингена, первый Физический институт.

Для своих угловых измерений Гаусс использовал изобретённый в 1788 году секстант члена-основателя Королевского астрономического общества Эдварда Тротона (1753-1835). Позже он снабдил его дополнительным зеркалом и назвал Вице-гелиотроп (Vizeheliotrop).

Гелиотроп - геодезический инструмент, служащий для отражения солнечных лучей с одного пункта на другой; простейший гелиотроп (Гаусса) состоит из двух взаимно перпендикулярных плоских зеркал и зрительной трубы.

Когда труба направлена на смежный геодезический пункт и изображение солнца в одном зеркале видно в середине поля зрения трубы, то солнечные лучи, отраженные другим зеркалом, направляются в точности на тот пункт, куда направлена и труба. По мере изменения положения солнца на небесном своде необходимо изменять положение зеркал, для чего имеются особые микрометрические винты. Гелиотропы употребляются на больших триангуляциях, производящихся в странах, где небо редко покрыто облаками; без гелиотропов расстояние между пунктами обычно не может быть больше 50 верст; употребляя же гелиотропы, можно увеличивать расстояние до 100 верст. Неудобство гелиотропов заключается в необходимости иметь помощников на каждом наблюдаемом пункте.

Левее - печать немецкого Бундесбанка.

TriangulationВ нижнем правом углу - часть треугольной сетки, разработанной с помощью триангуляции Гаусса для Королевства Ганновер, когда им был использован Вице-гелиотроп.

На схеме показаны населённые пункты: Neuwerk (Insel), Wangerooge, Langwarden, Jever, Varel, Garlste, Bremen, Lehe (Bremerhaven), Brillit, Steinberg (Gemeinde Langwedel), Zeven, Litberg, Hamburg, Hohenhorn, Wilsede, Falkenberg, Elmhorst.

1820 год: Гауссу поручают произвести геодезическую съёмку Ганновера. Для этого он разработал соответствующие вычислительные методы (в т. ч. методику практического применения своего метода наименьших квадратов), приведшие к созданию нового научного направления - высшей геодезии, и организовал съёмку местности и составление карт.

Триангуляция - один из методов создания сети опорных геодезических пунктов, а также сама эта сеть.

Заключается в геодезическом построении на местности системы пунктов, образующих треугольники, у которых измеряются все углы и длины некоторых базовых (базисных) сторон.

Схема построения триангуляции зависит от геометрии объекта, технико-экономических условий, наличия парка приборов и квалификации исполнителей.

Триангуляция бывает:

1-го, 2-го, 3-го, 4-го класса.

Геодезическая сеть сгущения.

Геодезическое съёмочное обоснование.

Триангуляция может иметь вид цепочки треугольников, центральной системы, вставки в жёсткий угол и геодезического четырёхугольника.

Номиналы цифрами внизу и слева, прописью слева (вертикально).

Комментарий:

На банкноте подписались:

Johann Wilhelm Gaddum

Иоганн Вильгельм Гаддум (Johann Wilhelm Gaddum, 18 июня 1930).

Hans Tietmeyer

Ганс Титмайер (Hans Tietmeyer, 18 августа 1931).

Reinhold Gerstetter

Художник-график: Райнхольд Герштеттер (Reinhold Gerstetter).

Райнхольд Герштеттер (18 октября 1945 года, Леонберг, Баден-Вюртемберг) - немецкий художник-график и дизайнер. Его наиболее известная работа в Германии это последняя серия банкнот Марок ФРГ, а также второй выпуск банкнот Евро, серии "Европа".

Герштеттер изучал графический дизайн в Государственной академии изящных искусств в Штутгарте, а затем работал в рекламе в Лондоне, Берлине и Хайфе. С 1979 по 2002 год - в "Bundesdruckerei", в Берлине. Там он разрабатывал, как главный графический дизайнер, почтовые марки и банкноты (в том числе для Израиля, Боливии и Перу). В 1987 году его дизайн был выбран в качестве основы для четвертого, и последнего, ряда банкнот немецкой марки, который был в обращении с 1990 по начало 2002 года. Некоторое время спустя, он также выиграл конкурс проектов Банка Испании, который опубликовал четыре номинала банкнот с 1992 года, на основе его конструкций. несмотря на то, что его дизайн, представленный для первой серии банкнот единой валюты Евро не был выбран евро-жюри для реализации, однако, ему был поручен пересмотр дизайна для второй серии банкнот евро, которые пришли в обращение в мае 2013 года.

Его дочь, Авиталь, является первой женщиной - еврейским кантором (Хаззан) Германии.

Четвёртая серия банкнот.

19 марта 1981 года, члены Совета Центрального банка Германии решили выпустить новую серию банкнот. Это стало необходимо в связи с техническим прогрессом и повышенной фальсификацией старых банкнот. Понадобилось почти десять лет, пока первые два номинала были введены в обращение 1 октября 1990 года. Это были ноты в 100- и 200- Марок.Банкнота в 200 марок была нововведением в немецкой валюте.

При проектировании банкнот и выборе элементов дизайна было предложено много вариантов. Уже в предварительных эскизах были утверждены новые портреты для этой серии в качестве основного дизайна. Следовало выбрать блестящие портреты личностей немецкой истории в области искусства, литературы, музыки, экономики, науки и техники. Кроме того, задняя сторона банкнот должна была перекликаться с лицевой. Основные цвета номиналов должны были оставаться неизменными, а слово Банкнота должно было стоять на каждом номинале готическим шрифтом.

Выбор персоналий.

Комитет, состоящий из историков Карла фон Отмара Аретина, Кнута Борхардта и Хорста Фурманна, был задействован, чтобы определить круг лиц, которые должны появиться на банкнотах. Выбор был между 70 и 80 человек. К этому предлагалось избегать известнейших людей, таких как, например Гёте, Шиллер, Дюрер. Точно так же решили отказаться от персон, имеющих провокационное отношение к вероисповеданию или политике, например, Мартин Лютер или Карл Маркс. Также были вычеркнуты те, кто провёл свои работы главным образом за границей, например, Жак Оффенбах.

При выборе людей следовало обратить внимание, чтобы сбалансировать точки зрения пола, религии, национального происхождения и рабочей области. Также, если это возможно, требовалось три или, по крайней мере, два женских персонажа в серии. Тем не менее, выбор женщин был очень ограничен. Целью было показать женщин, которые создали независимую работу, находясь не в тени их заслуженных мужей, поэтому многие были исключены (такие как Шарлотта фон Штейн, Шарлотта фон Кальб). Независимые женщины были очень редки в XIX веке. Таким образом, группа решила начать с выбора женских фигур.

Одним из требований для проектирования было то, что люди с банкнот должны были смотреть на владельца справа, в сторону центра. Это означало, что представленные портреты на пять, десять, двадцать, пятьдесят и двести марок должны были быть сделаны в зеркальном отражении. Так как братья Гримм (на 1000 Марок) оба присутствовали на ноте, то им был отдан наибольший по размеру номинал из-за большой потребности в пространстве. Было также предложено, что мужчины и женщины должны чередоваться.

На самом деле, Мария Сибилла Мериан была предназначена для 100-Марок а Клара Шуманн для 500-Марок. Однако, на портрете Иоганна Рудольфа Шелленберга (Мария Сибилла Мериан) был сделан небольшой поворот тела Марии, как художественный трюк, и этому возникли сомнения в подлинности авторства этого произведения. Бундесбанк провел конкурс дизайна для того, чтобы получить мастерскую гравировку высокого качества с портретов, что повлекло за собой затяжку времени. Поскольку банкнота в 100-Марок должна была выйти первой, женщина для гравировки на ней была заменена из-за этих трудностей.

Выбор победителя дизайна.

В течении конкурса на лучший дизайн, который проходил в период с 1 января по 30 июня 1987 года, правлением немецкого банка были отобраны 4 художника-графика: Рудольф Герхардт (от Bundesdruckerei Berlin, который уже проектировал дизайн (BBK-II) банкнот-замещёнок для Западного Берлина), Эрнст Юнгер, Иоганн Мюллер и Адриан Артур Зенгер. По субъективному мнению экспертной комиссии, состоящей из историков, дизайнеров и графических дизайнеров, а также социологов, только одна серия банкнот отвечала их самым высоким ожиданиям. Речь шла о третьей серии нот, которая напоминала швейцарский франк, дизайн которого также не рассматривался. Таким образом, потребовалось бы провести новый конкурс на дизайн, который бы задержал проект, по крайней мере, на один год. Но так как Bundesdruckerei подготовил два проекта, которые не были приняты Бундесбанком, разработанных тогдашним главным дизайнером в Bundesdruckerei - Райнхольдом Герштеттером. После более подробного рассмотрения группой этих проектов был выбран один из них, в конечном итоге, в качестве основы для новой серии банкнот. Эксперты писали: "Группа экспертов единодушно пришла к мнению о том, что здесь [...], составленный проект в значительной степени отвечает требованиям [...]. Эксперты рекомендуют Немецкому федеральному банку принять проект для основы новой серии банкнот ".

Конфигурации лицевых сторон.

На лицевых сторонах можно увидеть фотографии городов, что было идеей Герштеттера. Эти конструкции были ярким примером современного вида соответствующих городов. Тем не менее, проект города Франкфурта должен был быть представлен только историческими зданиями. В качестве причины было то, что офисные башни немецкого Банка будут преобладать в дизайне и могут навлечь подозрения в адрес Бундесбанка о рекламе банка для частных компаний.

В 1988 году возникла необходимость выбрать соответствующий город для персон, изображенных на банкнотах. Изначально, для Пауля Эрлиха, графики-дизайнеры выбрали Бад-Хомбург - место его смерти. Но так как все его значимые работы проводились в Берлине и Франкфурте, решение было пересмотрено. Однако Франкфурт был уже зарезервирован для Клары Шуманн, которая провела там свои последние годы. А после принятия решения о введении банкноты в 5-Марок с портретом Беттины фон Арним стало ясно, что её будет представлять карта города Берлина. А так как каждый город должен появиться на банкнотах только один раз, то для Пауля Эрлиха был выбран Франкфурт, а для Клары Шуманн - Лейпциг. Выбор Лейпцига обоснован, не только тем, что это место её рождения, но и тем, что в этом городе она достигла своих первых успехов.

Из-за событий 1989/1990 годов, решение о Лейпциге оказалось удачным, потому что серия банкнот первоначально была предназначена только для Западной Германии и Западного Берлина. А в 1990 году произошло объединение Германии, и Лейпциг стал общенемецким городом.

Дизайн реверса.

Райнхольд Герштеттер предпочёл на обратной стороне 1000 Марок изображение из сказки Звездочёт (Die Sterntaler). Тем не менее, Братья Гримм, несмотря на их обширную коллекцию сказок, должны были быть представлены в более широком аспекте чем просто сказочники, так как они оказали выдающиеся услуги с выпуском немецкого словаря и работе над грамматикой немецкого языка. Таким образом, словарь был основным мотивом, и звездочёт оказался на белом поле.

Кроме того, в конструкциях обратных сторон было уделено большое внимание деталям. Таким образом, даже фоновая ссылка должна была указывать на человека, который изображен на лицевой стороне. С четвёртой серии было убрано предупреждение о наказании за подделку банкнот.