header Notes Collection
наверх

25 Пара 1921, Королевство сербов, хорватов и словенцев

Каталог Краузе (Пика) Номер: 13
Годы выпуска: 14.06.1921
Тираж: 199 127 376
Подписи: Министар Финансиjа: Др. Коста Кумануди
Серия: Выпуск 1921 года
Образец от: 21.03.1921
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 92 х 62
Печатный двор: Drzavna Tiskara, Skalinska 2a, Zagreb, Croatia and Zavod za izradu novčanica (ZIN), Novi Sad, Serbia

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

25 Пара 1921

Описание

Водяной знак:

Аверс:

25 Пара 1921

Вся поверхность бумаги на лицевой и оборотной стороне покрыта различными переплетёнными украшениями в светлых тонах, цвет бумаги зеленовато-серый. Эти украшения отчетливо видны по краям банкноты.

Справа и слева, в белых зонах, видны лица молодых девушек.

akant

Справа и слева - листья аканта.

Акант, также аканф (греч. ἄκανθος) - характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Назван по аналогии с травянистым растением акантом из семейства акантовых, произрастающим в Средиземноморье. Форма его листьев, с несколькими острыми концами, напоминающими медвежью лапу, послужила основой для рисунка.

Акант часто олицетворял жизнь, бессмертие.

Манастир Грачаница Манастир Грачаница

В прямоугольнике 79х51 мм., на тёмно-синем фоне - Монастырь Грачаница. Главным зданием монастыря является крестовокупольный пятиглавый Успенский собор, построенный в 1315-1321 годах. Внешний притвор достроен несколько позже и открыт с трех сторон как портик.

Монастырь Грачаница (серб. Манастир Грачаница) - сербский православный монастырь, находящийся в сербском анклаве Грачаница в автономной области Косово, близ города Приштина. Посвящён Успению Пресвятой Богородицы. 13 июля 2006 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого монастырь включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.

Монастырь был основан королем Стефаном Милутином в 1315 году на руинах церкви XIII века, которая в свою очередь была построена на фундаменте раннехристианской трёхнефной базилики VI века. Притвор и церковная башня были построены несколько десятилетий спустя, в том числе в целях защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но был восстановлен в 1383 году. Следующее разграбление монастыря османами последовало после битвы на Косовом поле в 1389 году.

Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Во время правления митрополита Никанона (1528-1555) было написано несколько новых икон для алтаря. Кроме того, здесь находилась типография, выпускавшая в большой количестве богослужебную и духовную литературу. Царские врата были созданы в 1564 году при митрополите Дионисии, чья смерть также запечатлена на фресках в притворе. Благодаря усилиям патриарха Макария Соколовича в монастыре были проведены крупные реставрационные работы и созданы новые фрески в монастырской церкви. При патриархе Паисии церковь была покрыта свинцовой кровлей, а в иконостасе водружён массивный крест.

Во время Великой Турецкой войны монастырь снова был разграблен турками, которые таким образом пытались отомстить сербам за поддержку христианской стороны. Османы сняли крест, напольные плиты, а также захватили сокровища, спрятанные здесь патриархом Арсением III.

После Второй мировой войны сюда вернулись монахини. В настоящее время здесь находятся 24 насельницы, занимающиеся иконописью, сельским хозяйством, шитьём и другими монастырскими послушаниями.

После окончания войны в Косово в 1999 году епископ Рашки и Призрена Артемий перенёс свою кафедру из Призрена в этот монастырь, так что в настоящее время монастырь является не только духовным, но национальным и политическим центром сербского народа в Косово.

В 1977 году сербами в США был приобретён участок земли, на котором они построили монастырь, получивший название Новая Грачаница. Церковь американского монастыря внешне повторяет древнее косовское здание, однако немного больше в размерах.

Монастырь известен своими уникальными фресками. В XIV веке были созданы следующие росписи: в апсиде - литургические сцены, в наосе - Великие праздники, Страсти Христовы и чудеса Христовы, Притчи, в нартексе - портреты ктиторов, Родословная Неманичей, Страшный суд, Месяцеслов. Фрески внешнего притвора написаны в 1570 году. В ризнице церкви хранятся сербские иконы и рукописи XIV-XVI веков.

Именно эти фрески были использованы при оформлении книги "Песни южных славян", входящей в Библиотеку всемирной литературы (11 том 1 серии).

Над рисунком монастыря текст: "Министерство Финансов Королевства сербов, хорватов и словенцев" на сербском, хорватском и словенском соответственно.

Номиналы цифрами по всем углам.

Реверс:

25 Пара 1921

На жёлто-коричневом фоне снова листья аканта.

В прямоугольнике 80х51 мм:

слева - Церковь Успения Девы Марии на острове, на озере Блед, в Словении.

справа - конная статуя бана Йосипа Елачича в Загребе, Хорватия.

Bled lake church Bled lake church Bled lake church

Церковь Успения Девы Марии на острове, на озере Блед, в Словении.

Церковь Успения Девы Марии в Бледе входит в число знаменитых старинных зданий религиозного характера Словении. Она была построена в 1685 году на островке, расположенном посреди Бледского озера, а в 1789 году расширена благодаря появлению нескольких пристроек. Размеры церкви не позволяли вместить всех желающих прихожан, поэтому было решено увеличить объемы здания.

Она располагает основным зданием, пристройками и невысокой часовней, украшенной окнами арочного типа. Массивный купол часовни выполнен из металла. Вокруг церкви раскинут небольшой сад, в котором прихожане могут прогуляться после служб. Церковь расположена на возвышенности, поэтому отсюда открывается захватывающий вид на Бледское озеро.

Храм считается самой романтичной достопримечательностью района, поэтому многие пары выбирают для венчания именно эту церковь. (www.rutraveller.ru)

Equestrian of Ban Josip Jelačić at the Ban Jelačić Square Equestrian of Ban Josip Jelačić at the Ban Jelačić Square

Конная статуя бана Йосипа Елачича на Площади бана Йосипа Елачича в Загребе, Хорватия.

Площадь, изначально называвшаяся Хармицей, существует с XVII века, что демонстрируют стоящие на ней здания, принадлежащие к самым разнообразным архитектурным стилям: от классицизма и барокко до модерна.

В центре расположена конная статуя бана Йосипа Елачича, выполненная скульптуром Антоном Домиником Фернкорном и установленная на площади 19 октября 1866 года по решению властей Австрийской империи, несмотря на протесты горожан. Именем же самого бана площадь стала называться ещё в 1848 году.

В 1947 году статуя была демонтирована: пришедшие к власти в Югославии коммунисты объявили Елачича угнетателем Хорватии. Статуя была убрана в подвал галереи "Глиптотека". С этого момента площадь была переименована в Площадь Республики.

Готовясь к проведению в Загребе летней Универсиады 1987 года, городские власти отремонтировали площадь. Была заменена тротуарная плитка, площадь стала частью пешеходной зоны. Также был восстановлен фонтан Мандушевац, убранный в подземный коллектор вместе с ручьём Медвещак в 1898 году.

Незадолго до распада Югославии, после проведённых выборов в 1990 году к власти в Хорватии пришли представители Хорватского демократического содружества, пересмотревшие роль Йосипа Елачича в хорватской истории. Площадь опять получила имя бана. Была восстановлена и конная статуя, однако теперь она развёрнута в сторону юга. Ранее сабля Елачича указывала в сторону Венгрии в честь его участия в подавлении там революции.

Граф Йосип Елачич-Бужимский (хорв. Josip grof Jelačić Bužimski; 16 октября 1801 - 20 мая 1859) - австрийский полководец и хорватский государственный деятель, знаковая фигура хорватской истории. Бан Хорватии с 23 марта 1848 по 19 мая 1859 года. Известен как активный участник подавления Венгерской революции 1848-1849 годов (вожди революции отказались признать независимость или хотя бы автономию Хорватии, в результате чего Елачич стал их непримиримым врагом). Также известен тем, что упразднил в Хорватии кметство (местный вариант крепостного права).

Номиналы цифрами слева и справа, прописью внизу и сверху.

Комментарий:

В середине нижней кромки банкноты: Дизайнер: М. Д. Джурич (Израдио М. Д. Ђурић).

Миленко Джурич (Земун, 1894 - Загреб, 1945), художник. Учился в художественной школе в Загребе и в Пражской Академии. С 1918 года - профессор декоративной живописи в школе ремесел, в Загребе. Работал по маслу, акварели и других графических техниках (травление, гравюра на дереве).

Банкнота 25 Пара - наименьшая по стоимости, когда-либо выпускавшаяся в Югославии.

Правовой основой для выпуска 25 пар (или 1/4 динара) стало решение Совета министров Номер 3207 от 3 марта 1921 года, которое не было опубликовано, но упоминается в качестве основы для решения министра финансов о выпуске банкнот в обращение. Неопубликованное решение Совета министров позднее было заменено "Законом о печати банкнот". Они должны были заменить банкноты Австро-Венгерского банка в 1, 2 и 10 крон.

Указом министра финансов требовалось подготовить к печати 200 миллионов единиц (50 миллионов динаров). Из этих печатных знаков Министерство финансов получило 199 127 376 штук, а именно: из Загреба 140 000 000 банкнот и из Нови Сад 59 127 376 банкнот.

Эти общенациональные банкноты были введены в обращение 14 июня 1921 года, и признавались официально "обязательным средством платежа".

В связи с этим законопроектом интересно, что министр финансов, ещё до выхода банкнот в обращение, определил, что они не могут быть отоварены на сумму "больше, чем 10 динаров (40 крон)".

Не известно, когда именно началось изъятие банкнот из обращения. Можно было бы предположить, что это произошло в 1925 году, когда начался вывод из обращения мелких банкнот, достоинством в 1 и 1/2 динара.

Известно, однако, что министр финансов определил "национальные банкноты в 1, 1/2 и 1/4 динара не изымать из обращения до 30 сентября 1927 года, после чего они будут заменены на монеты", и что после этого дня "эти банкноты теряют всякую стоимость".