header Notes Collection
наверх

1 Фунт Стерлингов 1961, Остров Мэн

Ежегодный справочник банкнот Великобритании Номер: IM31a
Годы выпуска: 1961
Тираж: 999 999
Подписи: Lieutenant governor: Sir Ronald Herbert Garvey (in office 1959 - 1966)
Серия: Выпуск 1961 года
Образец от: 1961
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 151 x 72
Печатный двор: Bradbury, Wilkinson & Company Limited, New Malden

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

1 Фунт Стерлингов 1961

Описание

Водяной знак:

watermark

Трискелион.

Аверс:

1 Фунт Стерлингов 1961

Портрет королевыЭто, широко используемое, изображение королевы взято c картины художника Пьетро Аннигони (Pietro Annigoni). В полный рост, стоя царственно, гордо и одиноко, Ее Величество смотрит вдаль. Портрет рассматривается многими, как одно из самых прекрасных изображений молодой королевы.

Этот портрет был частным заказом компании "Worshipful Company of Fishmongers" в 1954 году, но был завершен только к 1956 году. Королева изображена в белом портретном зале Букингемского дворца. Сейчас картина выставлена в "Fishmongers Hall", в Лондоне. Гравюра на банкноте выполнена с этого портрета.

Ее Величество Королева изображена в мантии, с регалиями ордена Подвязки.

Одна из самых характерных частей гардероба Благороднейшего ордена Подвязки - высшая рыцарская награда Англии - это мантия, иногда ее называют роба, плащ, или мыса. Мантия используется в той или иной форме, ткани и цвете, с XV века. Текущая версия выполнена из темно-синего бархата с подкладкой из белой тафты, присутствуют сложные шнуры для закрытия, и белые ленты на плечах. Регалии ордена Подвязки накинуты поверх мантии, через плечи. (Her Majesty’s Jewel vault англ.)

 Орден Подвязки

Орден Подвязки был введён в Англии в 1348 году указом короля Эдуарда третьего. Это высочайшая награда Великобритании за преданность и доблесть. По одной из легенд орден был учреждён во время бала, когда король, как галантный кавалер, поднял с пола подвязку с драгоценными камнями, обронённую танцевавшей с ним дамой, и повязал её на свою ногу выше колена, чем вызвал смех и улыбки придворных. Тогда король заявил, что многие из присутствующих будут счастливы и горды, надев на себя в один прекрасный день такую ленту! "Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает", сказал при этом король. Эта фраза стала девизом ордена, а подвязку стали носить на левой икре ноги поверх лат. Патроном ордена был назван Святой Георгий, являющийся святым покровителем воинов и самой Англии. (Габлина Татьяна)

Девиз ордена Подвязки („Honi soit qui mal y pense“, "Позор тому, кто подумает, что-то плохое о нем") можно увидеть на отдельных предметах, которые носили члены ордена, но гораздо более редким зрелищем сегодня является фактическая Подвязка, которая одевается вместе с остальными знаками отличия. Подвязка изготовлена из синей ткани, украшенной девизом Ордена, и закрывается пряжкой. Материалы и дизайн могут изменяться (синий бархат и бриллианты или синий шелк и золото, например). (Her Majesty’s Jewel vault англ.)

Скорее всего, на королеве присутствует и Святой Георгий, в качестве кулона, но на банкноте он не виден.

На левом плече Ее Величества королевская звезда Подвязки.

 звезда Подвязки

Эта звезда была передана Королеве (когда она была еще принцесса Элизабет) королем Георгом VI, в момент вручения ей ордена Подвязки в 1947 году. Звезда (и сопровождающий знак) первоначально были подарком от Королевского флота королю (когда он был еще герцог Йоркский), во время его свадьбы, в 1923 году. На королеве было платье с коронации, знак и звезда, во время ее тура по Содружеству в 1953 - 1954 годах.

Сопровождающий знак выглядит как изображение геральдического щита с Георгиевским крестом, окруженный знаменитой синей лентой Ордена Подвязки с девизом. (The Royal Tour англ.)

Серьги королевы Александры

Также на Ее Величестве серьги-кластеры королевы Александры. Серьги - часть ювелирного набора, созданного ювелиром фирмы "Garrard", были свадебным подарком от будущего короля Эдуарда VII своей невесте Александре Датской.

В этих клипсовых серьгах установлены большие жемчужины, окруженные бриллиантами - 10 крупных камней, каждый из которых окружен мелкими камнями наполнителями для создания полного бриллиантового круга. Как и брошь, они были переданы королеве от королевы Марии. Сейчас, Ее Величество носит их, прежде всего, на вечерних приемах.

В центре эмблема острова Мэн - Трискелион.

Трискелион

Трискелион - древний символический знак, представляющий собой три бегущие ноги, выходящие из одной точки. Символ встречается у греков, крито-македонцев, этрусков, кельтов, похожий знак мицудомоэ в Японии является амулетом тройной защиты (от пожара, воровства и наводнения), и народов Гималаев. В частности, являлся гербом знатного и могущественного афинского дома Алкмеонидов. Один из первых солярных символов, близкий в этом отношении к свастике (иногда трискелион называют тройной, треугольной или трёхконечной, трехлучевой свастикой). Кроме того, как символ движения солнца, показывающий три основных его положения - восход, зенит и закат, трискелион близок к трикветру. Позднее символ олицетворял "бег времени", ход истории и вращение светил.

Поразительное сходство между сицилийским трискелионом и трёхногим символом Острова Мэн было объектом обсуждения в течение многих столетий. Возможные объяснения - то, что это символ имеет доиндоевропейское происхождение (и конечно, что символ появился задолго до древних греков), или что есть связь между колонизацией острова Мэн викингами и завоеванием Сицилии норманами. Однако только Сицилия использовала этот символ постоянно, ещё до христианской эры. Его использование пережило последующие завоевания католиков, готов, сарацинов, норманов и т. д. Трискелион всегда был национальным символом Сицилии, появляющимся на её флагах, гравировался на портиках дворца и других важных общественных зданиях.

Чтобы понять, как символ прибыл на остров Мэн, надо вернуться к заключительным годам правления Швабской династии в Сицилии. Фридрих II Гогенштауфен взял третьей женой Изабеллу, сестру Генриха III. В 1254 году, спустя четыре года после смерти Фридриха, его незаконнорожденный сын Манфред стал регентом. Римский папа Иннокентий IV отлучил его от церкви, и в ответ Манфред должен был взять Королевство Сицилии себе, а оно в то время включало все территории Итальянского полуострова к югу от папских владений. В 1255 году папа убедил английского короля Генриха III принять Сицилию для своего второго сына Эдмонда и взять на себя издержки ее завоевания. Король Англии начал созывать армию. Были уже приготовлены флаги, где сицилийский символ помещался в одну из четырёх частей королевского герба Англии. Александр III, король Шотландии, согласился принять участие в экспедиции, и он присутствовал на парадах и церемонях. Остров Мэн был подарен Александру III некоторое время спустя, после того как вся эта военная авантюра закончилась ничем, так как король запросил у парламента субсидий, и в 1258 году бароны отвергли сицилийский проект.

Приблизительно в это время (в 1266 году), tre cassyn (трискелион на языке жителей острова Мэн) стал постоянной частью его герба. Как ни странно, это было годом окончательной победы церкви, Карл Анжуйский победил Манфреда в битве при Беневенте, забрав корону Сицилии и закончив 136-летнее господство Швабской династии.

Вокруг трискелиона национальный девиз острова Мэн: "Quocunque Jeceris Stabit" или "Как ни бросишь, будет стоять." Об использовании этого девиза на острове впервые сообщается около 1300 года. Ранее этот девиз уже использовали МакЛеоды из Льюиса, средневековые шотландские лорды Островов, государство которых после 1266 года включало и остров Мэн.

Номинал прописью на фоне карты острова Мэн.

Номиналы цифрами в верхнем левом и нижнем правом углах, прописью в центре.

Реверс:

1 Фунт Стерлингов 1961

Tynwald HillТинвальдский холм (Tynwald Hill, Cronk-y-Keeillown) и церковь Святого Иоанна (St.John's church).

Тинуолд (Тинвальд) - указан в летописи Rushen (Chronicles of Rushen) "Tingualla" это Thingwall в Исландии, Thingvollr в Дании (произносится Tingveuller, сочетание ЕС звучало на французский манер). Термин "thing" значит "поле Судебной Ассамблеи." Является скандинавским эквивалентом саксонского "mote".

Тинвальдский холм, на острове Мэн, был насыпан на месте погребального кургана бронзового века, специально для проведения собраний.

Он расположен в Сент Джонсе (St Johns), поселке на острове Мэн. Один раз в год он принимает у себя, на открытом воздухе, заседания парламента острова, Тинвальда.

Высота его 72 фута, как полагают, быть сделан из груды камней, соединенных вместе землей из всех 17 древних приходов острова.

Tynwald HillСчитается, что церемония открытия заседания, которая проходит 5 июля, была начата поселенцами норвежская викингов более тысячи лет назад. Холм, как полагают, был насыпан в XIII веке. Также, возле холма, были обнаружены древние могилы и храм, посвященный скандинавскому богу Тору, был найден недалеко от церкви Сент Джонса.

Если посетить Тинвальдский холм в национальный день ​​острова Мэн, то можно наблюдать чтение законов, которые были приняты в течение года на острове. Только а этот день местные жители могут запрашивать ходатайство о возмещении жалоб в Тинвальдском суде.

После формальной стороны можно наслаждаться атмосферой фестивального стиля с множеством киосков, развлечений и забав.

Этот четырёхуровневый холм является одним из самых отличительных ориентиров острова и знаком острова Мэн, как самоуправляющегося владения британской короны.

St.Johns churchЦерковь Святого Иоанна построена на месте древней keeill (часовни), её часовня впервые упоминается в 1557 году, но, скорее всего, она была построена ещё до этой даты. В 1847 году часовня была снесена и, в 1849 году, нынешнее здание было построено из местного гранита и мрамора.

Сочетает в себе роли приходской церкви и национальной церкви. Настоящее здание освятили в 1849 году, британское правительство выделило £1500 из £2,535 полной стоимости. Дизайн разработан Ричардом Лэйном из Манчестера (Richard Lane of Manchester) в английском стиле переходного XIII века.

Церковь имеет полный набор витражей (дар мистера Коллистера, W.H.Collister), из которых на тех, что в алтаре, изображены различные святые, которым посвящены древние приходские церкви острова.

Церковь была известна на местном уровне (и исторически) как "Свободная королевская часовня Святого Иоанна крестителя" ("The Royal Free Chapel of St John the Baptist") или "Тинвальдская церковь", из-за её ассоциации с Тинвальдом.

Её "официальное" имя сегодня - "Приходская церковь Святого Иоанна Крестителя, Королевская часовня".

Приходской она стала с 1949 года, когда перестала быть часовней прихода епископа Германа Парижского (St.Germain de Paris) и стала Приходской церковью вновь созданного прихода Святого Иоанна.

В 2012 году приход Германа Парижского был воссоединён с приходами Кирк Майкла и Патрика, чтобы сформировать новый приход западного побережья - "Skeerey yn Clyst-marrey".

Церковь открыта ежедневно с 9 утра до 18.

Её можно посетить и узнать больше о её уникальной поли в истории острова Мэн, жизни сегодня и будущем, под руководством Бога. (www.achurchnearyou.com англ.)

Celtic crossЗа Тинвальдским холмом виден кельтский круглый крест - памятник жертвам двух мировых войн (National war monument). Он установлен в центре дорожки, соединяющей Тинвальдскую церковь и Тинвальдский холм.

Кельтский крест на постаменте, который сидит на пяти разноуровневых ступенях.

Монумент был открыт 8 ноября 1923 года лейтенант-губернатором, генералом, Сэром Уильямом Фраем (William Fry) перед собранием 1800 человек. Был освящён главным епископом Содора и Мэна. Сделан по чертежам отца Кермода (P.M.C. Kermode), скульптор T.Х. Ройстон (T.H. Royston).

Крест был установлен на поле, которое было первоначально частью Бэллахаунской фермы (Ballahown Farm), приход German. Он был приобретен у владельца правительственными попечителями 21 августа 1923 года на сумму £300. Бронзовая плита с именами на мемориале была сделана фирмой "J. Youle & Co. Ltd", из Розерхэма (Rotherham).Celtic crossНа кресте выгравированы 1,165 имён, павших в двух мировых войнах.

Крест стоит на месте, где проводились старинные обряды в праздновании дня Середины Лета, связанных с морским богом Мананнаном (Manannan) и богом солнца Лугом (Lugh).

Праздник Середины Лета, а также его канун, которые отмечали 23-24 июня, похоже, имеет скандинавское происхождение, для древних кельтов, насколько это известно, самый длинный день года не имел особого значения. Но для людей, живущих по арктическому циклу, которые в зимние месяцы фактически лишены солнца, периоды, когда солнце набирает силу и теряет её, были гораздо важнее, чем для людей, живущих южнее. Вероятно, праздник проводился в честь Бальдра, северного бога солнца, которое к середине лета достигало своего максимального величия, а затем его сила начинала угасать.

Начало этого угасания отмечалось разведением погребальных костров. О поздней традиции кануна этого праздника и самого дня в Скандинавии пишет Вигфуссон: "День Иоанна Предтечи в северных странах похож на Йоль, отмечаемый во время Середины Лета, и в Норвегии и Швеции отмечается кострами, танцами и весельем. Сказки о всевозможных феях и гоблинах связаны с кануном дня св. Иоанна также как и с кануном Йоля зимой". И касательно происхождения он пишет: "Происхождение этого праздника, несомненно, языческое, поклонение свету и солнцу, которое затем было приспособлено к христианскому календарю".

Канун этого праздника на острове Мэн отмечался схожим образом. На холмах зажигали костры, с вершин костров катили зажженные колеса, что, вероятно, символизировало угасание солнца. Также проводили скот между кострами или через них, чтобы оградить животных от болезней, а мужчины и мальчики прыгали через костер.

Трейн пишет:

"В канун дня Иоанна Предтечи местные жители зажигали костры с наветренной стороны каждого костра, чтобы дым мог пройти через колосья зерновых, они пригоняли скот и несколько раз обходили его с горящим дроком".

Ритуал с кострами был, по сути, таким же, как и на Майский День, и, кажется, их использовали для того, чтобы собрать как можно больше силы солнечного света, учитывая наш мрачный и облачный климат, кроме того, одно время на этих кострах совершали человеческие жертвоприношения. Существует упоминание о том, что урожай будет настолько хорошим, насколько далеко будет виден огонь костров, поэтому люди зажигали бессчетное множество костров, также предполагалось, что высота колосьев зерна напрямую зависит от количества людей, перепрыгнувших через пламя.

Считается, что фейри очень сильны в канун этого дня, а ведьмы устраивают свои шабаши.

Есть интересное поверье, что души людей этой ночью покидают свои тела во время сна и бродят в том месте, где должны умереть. Вероятно, поэтому существует традиция не спать всю ночь, ожидая рассвета. Те, кто провел ночь на крыльце церкви, вознаграждались видением того, кто должен умереть в этом году, аналогичное поверье существовало на праздник св. Марка и Холландтайд. В канун Середины Лета также собирали Bollan-Feaill-Eoin (Растение Дня св. Иоанна или Полынь), плели из нее венки и одевали на людей и животных для защиты от колдовства.

St.John's fairНа следующее утро проводился Тинвальдский Суд похожий на исландский Альтинг на котором провозглашались законы, а затем начинались праздничные песнопения, так как все ведьмы и злые духи были изгнаны прошлым вечером. На этом празднике, который длился в старые времена две недели, и включал в себя не только суд, проводились религиозные обряды и разные увеселения, такие как ирландский хоккей на траве, футбол, свадьбы, пиры, а также рассказывались старые легенды и предания. Что касается острова Мэн, то точных свидетельств того, как отмечался праздник почти не осталось, кроме того, что проводилась ярмарка, которая существует и по сей день. Из письменных источников сохранилось письмо епископа Парра архиепископу Нейли, датированное 1636 годом, в котором он пишет, что в день св. Иоанна он обнаружил людей в часовне, которые "практиковали грубые суеверия", ему пришлось их "осудить" и вместо них назначить божественную церемонию и проповедь». Жаль, что священник не просветил нас, что же это были за "грубые суеверия".

Согласно старым преданиям и балладам острова Мэн в канун Середины Лета Мананнан получил в дар стебли тростника, и интересно то, что дорога к часовне все еще покрыта зарослями тростника, который бережно сажают жители ближайшей фермы.

Как мы видим из названия, церковь адаптировала языческое название праздника Feaill Eoin – праздник Иоанна, как его называют на острове Мэн. Как предположил Тайлор, эта адаптация может восходить к той же символической цепи, что и языческий праздник Середины Зимы, ставший в итоге Рождеством. Но кажется более очевидным, что св. Иоанн просто заменил Бальдра, как Христос заменил его зимой.

Следующая пословица о дне Иоанна Предтечи свидетельствует о том, что люди желали, чтобы скорее пошел дождь и созрел урожай зерна, иначе поздние дожди могут погубить урожай.

"Lane croie cabbyl dy ushtey L'aal Eoin feeu mayl Vannin" – "Полная подкова воды в День Иоанна стоит ренты Мэна".

Отрывок из книги "The Folk-Lore of the Isle of Man", автор A. W. Moore, 1891 год. (Лита (Litha) 20-21 июня)

По рамке банкноты идёт кельтский узор.

Номиналы цифрами в нижних углах, прописью сверху.

Комментарий:

Большое спасибо за содействие и фотографии миссис Памела Мартин (Pamela Martin) и Полу Везеролу, служащему библиотеки и архива фонда национального достояния острова Мэн, в музее остова Мэн, в Дугласе (Paul Weatherall, Library & Archive Services Officer, Manx National Heritage (Eiraght Ashoonagh Vannin), Manx Museum, Douglas, Isle of Man, IM1 3LY).

Дизайнеры: Джон Николсон (John H. Nicholson, 1911-1988) и R.I.Pinx.

Вшитая полоса защиты.

Гравировка портрета фирмы TDLR Гравировка портрета фирмы Bradbury Wilkinson Версия "Bradbury and Wilkinson". Отличительными признаками изображения являются ровная теневая штриховка без четких граней на лице королевы, ниже ее виска, и некоторое внимание уделяется небольшому перекосу мантии на переднем плане, который берет свое начало от банта, на ее левом плече.

Портрет фирмы "Thomas De La Rue". Затемнение лица королевы, ниже ее виска, имеет четкие грани, подчеркивая ее скулу. Бант на мантии выглядит проще и симметричнее.