header Notes Collection
наверх

10 Лат 1934, Латвия

Каталог Краузе (Пика) Номер: 25с
Годы выпуска: 1934
Тираж: -
Подписи: Finanču Ministrs: Jānis Annuss, Valsts saimn. dep.dir. v.i: Jānis Skujevics
Серия: Без серии
Образец от: 1933
Материал: Хлопчатобумажное волокно
Размер (мм): 154 х 69
Печатный двор: Valsts Papiru Spiestuve un Naudas Kaltuve, Riga

* Картинки отмеченные знаком magnify, рассматриваются увеличительным стеклом, остальные открываются в полном размере по клику на изображении.

** Слово "Specimen" присутствует только на некоторых электронных изображениях, согласно правилам публикации банкнот соответствующих банков.

10 Лат 1934

Описание

Водяной знак:

watermark

Атис Кронвалдс (латыш. Atis Kronvalds, в немецком написании Оттон-Христиан Кронвальд; 15 апреля 1837 - 17 февраля 1875) - латышский педагог и публицист.

Родился в семье портного, но вырос среди священников Дурбе. После учебы в Лиепае Кронвалдс стал частным учителем. В 1860 году начал изучать медицину в Берлинском университете. Однако, он оставил учёбу через полгода, когда у него закончились деньги. Вернувшись в Латвию, он возобновил работу в качестве частного преподавателя в Дурбе.

Тогда Атис и присоединился к национальному движению "Молодые латыши" и стал горячим сторонником Латвийских прав, языка и культуры.

В 1865 году он переехал в Дерпт (Тарту) изучать педагогику в университете. В 1868 году стал преподавателем в Дерптской учительской семинарии. Он принимал участие в социальной деятельности местного латышского общества.

В частности, он возобновил традицию "Латвийские вечера", начатую Кришьянисом Валдемарсом. Он также написал произведения педагогической теории и несколько статей по образованию и лингвистике. В 1872 году он написал "Nationale Bestrebungen" - манифест "молодых латышей", в котором он возражал мнению балтийских немцев, что образованный латыш должен стать немцем или русским. Кронвальдс желал, чтобы каждая народность сохраняла своё собственное лицо. Ценна и его разработка латышского и литовских языков и передача лексических материалов епископу Ульману для "Lettisches Worterbuch" (Ливонский словарь) (Рига, 1872). Многие из новообразованных им латышских и литовских слов использовались и позже.

В 1873 году переехал в Вецпиебалгу (Vecpiebalga), где работал в качестве учителя в местной школе; он также выступил с двумя речами, одно его выступление состоялось на первом конкурсе Латвийской песни и танца, в том же году. Он является одним из самых известных латвийских авторов всех времен.

MildaГравировка на банкноте была выполнена с этого фото Атиса Кронвалдса, сделанного в одной из Рижских фотостудий.

Аверс:

10 Лат 1934

Узорная рамка.

Номиналы 6 раз цифрами и 1 раз прописью.

Реверс:

10 Лат 1934

Девушка в национальной одежде сидит на бревне. У неё в руках колосья пшеницы.

Меня заинтересовали такие вопросы:

1) Был ли взят образ девушки с реального человека?

2) Можно ли, судя по видимым элементам национальной одежды, определить - из какого исторического региона Латвии дизайнер Рихард Зариньш изобразил девушку?

Ответ на вопрос номер 1:

MildaМоделью образа девушки в народном костюме стала старший корректор Латвийской типографии Государственных бумаг Зелма Брауэре (Zelma Brauere, 1900-1977), молодость, красота и сердечность которой привлекли Рихарда Зариньша. Образ Зелмы Брауэре в различных видах находится на созданных им рисунках банкнот, достоинством в 10 и 20 лат 1930-х, 500 лат образца 1992-2014 и монетах 5 лат 1929-1932 годов и 1 и 2 евро Латвии.

"Один из самых ярких образов в латышских народных песнях – tautumeita ("девушка из народа"), которая предстает светлой, будто заснеженной, и освещает собой все, что находится рядом," – так описывает Банк Латвии женщину, образ которой сегодня украшает латвийские евромонеты.

Как же и кто именно увековечен на латвийских монетах и банкнотах?

Случилось это в еще в годы Первой республики – образ так называемой Милды украшал серебряные монеты-пятилатовики.

После того, как в 1918 году Латвия стала независимым государством, в обществе пошли разговоры о всех возможных вариантах названия национальной валюты. Были предложения назвать деньги "дубами" и "желудями", "солнцем" и "аустрой", "лигами" и "дайле", "крупными" и "мелкими" (ozoli, zīles, saule, austra, līga, daile, dižā, sīkā). Термин "лат" сильно критиковали.

Последнее слово по этому вопросу принадлежало руководителю Кабинета министров Зигфриду Мейеровицу, который 3 августа 1922 года решил, что латвийские деньги будут называться латами и сантимами.

Но Милде пришлось ждать еще семь лет до тех пор, пока ее портрет, наконец, разместили на серебряных пятилатовиках. В тот момент Министерство финансов решило, что латвийские деньги должны быть украшены "лицом девы", символизирующей свободу. Кстати, Милдой образ девушки народ стал называть чисто по аналогии с одним из распространённых женских имён в Латвии.

Академия художеств объявила о конкурсе, в рамках которого нужно было найти то самое изображение "девы". В конкурсе победил Карлис Земдега. Но версию Земдега на латах все же не разместили, так как его работу раскритиковало Министерство финансов, заявив, что "тайтумейте нужно быть не только хорошо нарисованной с технической точки зрения, но и символизировать особый латышский образ".

В результате работу Карлиса Земдеги исправлял 50-летний издатель Рихард Зариньш. И в качестве модели он выбрал 29-летнюю Зелму Брауэре, работавшую корректором. Зелма была дипломированным филологом и свободно разговаривала на семи языках.

MildaИсправив рисунок Земдеги, Зариньш к тому же придал лицу Зелмы чуть заметную очаровательную улыбку, как у моны Лизы... И лицо "тауту мейта" тут же стало излучать женственность и доброту.

У Зелмы была непростая судьба. В 1935 году на крустспилсском аэродроме погиб ее жених-летчик, после чего она не стала выходить замуж. Всю жизнь прожила в Пардаугаве, в деревянном доме на улице Маза Нометню, 59. Дом сохранился до сих пор. Трагически погибла в 1977 году – её сбил мотоциклист. Похоронена на кладбище Лачупес. Её похоронили в народном костюме – именно в таком, как она изображена на знаменитом пятилатовике. (old.nasha.lv)

Вот видео по теме, на английском языке, продолжительность 4 с половиной минуты.

Ответ на вопрос номер 2:

С этим вопросом я обратился в ряд библиотек Латвии (Елгава, Бауска), а также в "Центр национальной культуры", в Риге.

Я очень благодарен госпоже Линде Рубене (Linda Rubena), специалисту по народному исскуству и народным костюмам в Центре национальной культуры в Риге, за предоставленную информацию и фото. Она очень помогла мне с определением костюма девушки.

Также огромное спасибо госпоже Эрике Пелцере, заведующей библиотекой города Бауска, и сотрудникам Краеведческого музея Бауски за оказанную помощь.

rockВот, что мне написала Линда Рубена:

"...На данной банкноте изображена неженатая девушка, поскольку у неё на голове венок с вплетённой лентой - такие венки носили только незамужние. По венку можно предположить, что это национальный костюм из региона Видземе (Рихард Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей).

Всего в Латвии есть 5 этнографических регионов: Курземе, Земгале, Видземе, Латгалия и Селия.

Видземе - когда-то бывшая частью Ливонии, до административной реформы 2009 года состояла из Алуксненского, Валмиерского, Цесисского, Гулбенского, Лимбажского, Мадонского, Валкского районов и частично из расположенных на север от Даугавы земель Айзкраукльского, Огрского и Рижского районов.

После реформы включает в себя Айзкраукльский, Алойский, Алуксненский, Аматский, Апский, Адажский, Бабитский, Беверинский, Буртниекский, Валкский, Вецпиебалгский, Гаркалнский, Гулбенский, Икшкильский, Инчукалнсский, Кокнесский, Коценский, Кримулдский, Кегумский, Кекавский, Лиелвардский, Лигатненский, Лимбажский, Лубанский, Мадонский, Малпилсский, Марупский, Мазсалацкий, Огрский, Олайнский, Паргауйский, Плявиньский, Приекульский, Раунский, Ропажский, Руйиенский, Салацгривский, Саласпилсский, Саулкрастский, Сейский, Сигулдский, Скриверский, Смилтенский, Стопиньский, Стренчский, Царникавский, Цесисский, Цесвайнский, Эргльский, Яунпиебалгский края.

rockПо одежде также можно предположить, что девушка из Видземе - на ней юбка в полоску и Виллайне / villaine (надплечие, накидка) - только трудно, конкретно, определить район - похожие есть и в Латгалии (регион южнее Видземе), а также такие вышитые виллайне носили на границе Видземе и Латгалии - в Крустпилсе (сегодня часть города Екабпилс) и в Селии. Виллайне на банкноте датируется началом XIX века.

Орнамент на рукаве рубашки тоже можно было встретить в обоих местах - Видземе и Латгалии.

rockМанекен в национальной одежде городка Крустпилс (сегодня район г.Екабпилс) слева. Фото с выставки Линды Рубене 2015 года в Мюнхене и Люксембурге, любезно предоставлено хозяйкой выставки.

На манекене юбка в клетку, но этнографы центра национальной культуры считают, что в Латвии было время, когда во всех регионах носили сначала одноцветные юбки, потом - юбки в полоску (начало XIX века), и самыми последними, в середине и конце XIX века, были юбки в клетку, как новомодные.

rockБрошь на груди девушки или сакта (sakta) - такую некогда носили, использовав её для заколки виллайне.

На банкноте изображена "пузырчатая" брошь (burbuļsakta)

Наиболее общим пунктом из ювелирных национальных изделий была брошь или булавка (Sakta). Её использовали для поддержки Виллайне.

Броши, как правило, делали из серебра, за исключением западной Латвии (Курземе), где они могли быть покрыты бронзой.

Несмотря на то, сакта могла быть украшена красными или сине-цветными камнями, но наиболее часто встречался янтарь. Он украшал сакту, а также был использован в ожерельях, особенно в южной части Латвии. Как и следовало ожидать, чем больше украшений носили с народным костюмом, тем богаче был или была хозяин/-ка.

Хотя он не встречается с каждой версией латвийского народного костюма, но широкий, прямоугольный шерстяной платок является важной частью многих женских нарядов. Латвийское слово для этого типа шали - Villaine; происходит от слова villa или vilna, что означает "шерсть". Подавляющее большинство Виллайне ткут из белой шерсти, и они могут иметь сложную вышивку, бахрому, и металлические украшения, вышитые на них.

Вышитые картины, возможно, первоначально были предназначены, как "оберег", и защищали владельца от вреда, порчи, сглаза.

Austras_koks

На виллайне вышит узор в стиле Древо Аустры или Древо Солнца (Austras Koks).

Древо Аустры, Древо Солнца - обобщенная модель человеческих знаний и представлений.

Специалист по орнаментам Даина Крауке объясняет: “Для этого в символе высказано человеческое представление о мир: деревянные корни символизируют подземный мир, ствол – срединный мир - середину, в которой мы находимся вместе с животными и растениями, а листва символизирует верхний мир, мир неба, на который все стремятся. В этом дереве объединено понимание прошлого, настоящего и будущего, о наших предках, о нас самих, о наших детях. Дерево - связь с духовным, а не только связь, но также и проявление духовности.”

Символ мирового древа связан также с Солнечной дорогой, это есть персонификация Солнечного восхода и заката.

austra tree

В самом простом варианте знак напоминает новую, начинающую расти веточку, но в самых роскошных производных знак столь же богат, как его объяснение. Нередко Дерево Аустры обогащено с Солнцем, Луной или элементами знака Аусекля, знака Мары.

Особенно роскошная обычно делается центральная часть этого знака, т.е., наша жизнь.

Солнечное дерево как украшение использовано именно в женских одеждах - в шерстяных тканях, в рубахах, в венках. Может быть это есть показатель того, что именно женщинам нужно быть творцом красоты и хранителем ценностей. (astro-stream.narod.ru)

Рихард Зариньш, как художник и хороший график, всегда выделял самые красивые детали изображения, несомненно проявляя немного фантазии. Стиль рисунка класический. Дизайнер изобразил рядом различные объёмы, линии, пытался использовать тёмно-светлые сочетания предметов, чтобы они хорошо контрастировали рядом.

Герб по центру, справа.

coat Latvia

Герб Латвийской республики представляет собой пересечённый и полурассечёный на лазурь, серебро и червлень щит. В лазоревом поле изображено стилизованное золотое восходящее солнце с расходящимися лучами, в серебре - смотрящий влево червлёный лев, в красном поле - смотрящий вправо серебряный грифон, держащий в правой лапе клинок. Над щитом три расположенные дугообразно золотые пятиконечные звезды. Щит поддерживают вздыбленные червлёный лев и серебряный грифон, стоящие на основании из зелёных ветвей, обвитых лентой.До провозглашения независимости Латвийской республики 18 ноября 1918 года герба единой Латвии не существовало. Герб, созданный латышским художником, профессором Рихардсом Зариньшем (Rihards Zariņš), объединил в себе как символы национальной государственности Латвии, так и старинные гербы исторических областей страны. Был принят в качестве государственного герба 16 июля 1921 года Учредительным собранием (латыш. Satversmes sapulce) Латвийской республики. В советское время был заменен на герб Латвийской ССР. Восстановлен в апреле 1990 года, после избрания многопартийного Верховного Совета.

Восходящее солнце в верхней половине геральдического щита символизирует национальную государственность Латвии. Стилизованные изображения солнца, как знака национальной принадлежности, использовались латышскими стрелками во время Первой мировой войны, в которой стрелки принимали участие в составе войск Российской империи. Знак солнца изображался с семнадцатью лучами, которые символизировали 17 уездов, населённых латышами. Три звезды над щитом герба символизируют единую Латвию, объединяющую три исторические области: Курляндию-Земгалию, Видземе и Латгалию.

Исторические области Латвии в государственном гербе Латвийской республики отражают более древние геральдические символы, которые появились уже в XVI столетии. Курляндию и Земгалию (Западная Латвия) символизирует красный лев, появившийся в гербе герцога Курляндского с 1569 году. Видземе и Латгалию (Восточная Латвия) символизирует серебряный грифон - сказочный крылатый зверь с телом льва и головой орла. Этот символ появился в 1566 году, когда современные Видземе и Латгалия входили в состав Речи Посполитой.

На заднем плане надписи: "10 LATU" и звёзды.

Надпись внизу: "Par zimju viltosanu viltoto zimju uzglabasanu un izplatisanu vainigie sodami pec attiecigiem sodu likumiem" или на русском "За подделку, а также хранение и распространение фальшивых банкнот, виновные подвергаются наказанию в соответствии с действующим законодательством".

Номиналы 6 раз цифрами.

Комментарий:

Milda Milda Milda Milda Milda Milda

В моей коллекции есть монеты с образом Милды (Зельмы Брауэре).

Дизайнер: Рихард Германович Зариньш.

Rihards Zariņš

Рихард Германович Зариньш (латыш. Rihards Zariņš; сам художник предпочитал написание Зарриньш; 27 июня 1869 - 21 апреля 1939) - российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор денежных знаков Российской империи и первых революционных марок Советской России. Автор герба (1921) и денежных знаков Латвии.

Рихард Зариньш родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии. Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул имение и перешёл на бумажную фабрику в городе Лигатне. Там прошло детство Рихарда. Затем, по неизвестным причинам отец Рихарда переселился в местечко Грива близ города Двинска (ныне Даугавпилс). Здесь будущий художник учился в немецкой школе (ныне Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса), где у него впервые обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана в 1887 году Рихард отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

Студентом училища Зариньш стал лишь спустя год. Он учился у В. В. Матэ. С отличием закончив в мае 1895 года училище по классу гравюры на дереве и офорту, Рихард получил право на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских А. Цика, Р. Зайтца и М. Дазио в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в 1897-1898 годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме.

В 1889 году Рихард вернулся в Россию. С 1899 и до осени 1919 года он работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным директором ЭЗГБ. С 1912 до осени 1918 года, являясь заведующим художественного отдела, он полностью отвечал за качество оформления всех изделий вплоть до денежных ассигнаций.

С 1912 года работу в ЭЗГБ Рихард Зариньш совмещал с преподаванием в Высших художественных мастерских (ВХМ) Риги. В мае 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Р. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой, в 1934 году получил учёное звание профессора. С 1920 по 1934 годы Р. Зариньш руководил Рижской государственной типографией.

Рихард Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.

Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Зариньшу принадлежит дизайн ряда российских и латвийских банкнот, а также нескольких латвийских монет. Работая в Санкт-Петербурге, он исполнил денежные знаки России достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 рублей, а также лицевую и оборотную стороны кредитных билетов номиналом в 100 рублей 1910 года и номиналом 500 рублей 1912 года.

Умер Рихард Зариньш 21 апреля 1939 года. Он похоронен в Риге, в Межа Капи (Лесное кладбище).